Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

присутствуют обстоятельства и персо¬нажи, которые обычно сталкиваются с какой-нибудь пробле¬мой или трудностью, каким-то образом разрешаемой в конце повествования.

Карл Юнг тоже описывал сон как драму в трех действиях. Схемы историй могут включать в себя строгую последователь¬ность событий, моменты появления действующих лиц, дра¬матические конфликты и их развязку и так далее. И совсем необязательно видеть в бессознательном разуме своего рода режиссера сновидений.

ПОЧЕМУ СНОВИДЕНИЯ ОСМЫСЛЕННЫ

Взгляд на сны как на модель мира далек от традиционного мнения о них как о вестях, посылаемых Богом, или бессозна¬тельным. Выше приводились аргументы против точки зрения па сны, как на письма к самому себе.6 Добросовестная интерп¬ретация сновидений может оказаться полезной процедурой и очень многое сказать о личности человека.

Причина этого очевидна. Припомните тест с чернильной кляксой. Как можетобрая, который люди видят в кляксе, что-то говорить нам о них? Ицтернрета.ши этих людей информируют нас об их интересах, делах, заботах и особенностях характера. Сны же содержат еще больше информации, потому что ма¬териал для создания образов поставляется нашим разумом. Сны — нс послания, они — творения самых сокровенных глубин нашей психики. А если гак, то они безошибочно отражают, что мы из себя представляем и кем можем стать.

115

ДВА ПРИМЕРА СТРУКТУРЫ СНОВИДЕНИЙ

Г1ример1)1 гипотетических сновидений, приведенные ниже, иллюстрируют ряд особенностей построения снов: 1) сны явля¬ются продуктом взаимодействия между различными областями разума, включая сознательное, прсдсознатсльное и бессозна¬тельное; 2) схемы, мотивации и ожидания взаимодействуют но ходу сна и 3) в снах нет никакой предопределенности.

СОН ПЕРВЫЙ

Я погружаюсь в БДГ-сон, и активность моего мозга посте¬пенно возрастает. В течение минуты какая-то схема достигает порога восприятия. Например, это схема городской улицы, ко¬торая еще действует под влиянием моих дневных впечатлений. Увидев улицу, я тут же представляю себя на ней, и оказываюсь •гам. Я замечаю, что настала ночь и что улица слабо освещена.

Это активизирует ряд схем (до этого находившихся в бес¬сознательной и предсознательнои областях разума), связанных с опасностью, которая исходит от ночных улиц, страхом перед тем, что может причинить мне вред. Мой страх сопровождается появлением на другой стороне улицы темной фигуры...

Кто он? Я не могу разглядеть его достаточно хорошо, чтобы сказать, на кого он похож, но в голове мелькает мысль,