Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

при его восприятии. Если вы покажете собаке книгу по философии, собака воспользуется своим носом, чтобы определить, что это такое. Она будет оперировать категориями типа «еда—не еда», «собака—нс собака» и так далее — теми, что позволяют делать вывод на основе запаха. Результатом будет очень скорая потеря интереса к книге. Произойдет это не из-за несовершенства обоняния собаки, а из-за несовершенства ее способностей, инстинкта и опыта, заставляющих использовать для восприятия не тот орган. Подобным же образом, наше восприятие действительности может вполне соответствовать используемым органам чувств, но быть неадекватным из-за того, что мы используем не те чувства.'

Каково же чувство, которым мы постигаем смысл жизни? Брент намекает на то, что это форма интуиции, развитие кото¬рой требует наставлений учителя, уже имеющего такую способ-

245

ность. Этот факт, возможно, ограничивает ваше самостоятель¬ное продвижение по пути осознанного сновидения.

Тем не менее осознанные сновидения могут помочь вам ощутить несравненно более богатый мир, лежащий за преде¬лами привычной реальности. Какими бы сторонам и духовности или самопознания вы ни интересовались, они помогут вам за¬глянуть вглубь своего внутреннего мира и сделать там новые открытия.

СПОСОБ ПОЗНАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Тибетский учитель Тартапг Тулку сказал:

Сны — это хранилище опыта и знания, но их пока еще недооцениваю! как способ постижения реальности.

Па протяжение вот уже более тысячи лет тибетские буд¬дисты применяют осознанное сновидение для познания иллю¬зорной природы индивидуального существования и в качестве одной из практик, ведущих к озарению и открытию своей ис¬тинной природы.

Суфии, возможно, тоже используют осознанное сновиде¬ние или что-то наподобие его в духовных целях. Косвенное свидетельство тому мы находим у известного испанского суфия XII века Мохиддина Ибн Эль-Араби: «Человек должен конт¬ролировать свои мысли во сне. Тренировка такой бдительнос¬ти... принесет ему огромную пользу. Каждый должен прило¬жить усилия для приобретения этой важнейшей способности»-1.

Тартанг Тулку объясняет преимущества осознанного сно¬видения следующим образом: «Опыт, который мы приобретаем в ходе нашей практики во сне, может впоследствии быть пере¬несен в состояние бодрствования. Например, во сне можно научиться превращать враждебно настроенные существа в ми¬ролюбивые. С помощью того же метода можно возникающие днем отрицательные эмоции трансформировать в дополни¬тельную осознанность.