Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

Хау. Поэт Уильям Блейк и художник Поль Клее увидели мотивы некоторых из своих работ в сно¬видениях. Моцарт, Бетховен, Вагнер, Тартини и Сен-Санс также не раз черпали вдохновение из снов. В спорте один из наиболее известных случаев произошел с мастером гольфа Джеком Ник-лосом, который, по его словам, придумал во сне прием, сразу давший ему преимущество в десять ударов. И это за одну ночь! Эти примеры, вместе с приведенными в начале главы, свиде-

175

тельствуют об огромном творческом потенциале, заложенном в сновидениях1.

Однако если сновидения так изобилуют творческими иде¬ями, то почему на Западе до сих пор не создана школа сно¬видения? Причина, по всей видимости, заключается в непред¬сказуемости сновидений. Хотя в них и случаются великие от¬крытия, очень редко художник или мыслитель может с опреде¬ленностью сказать: «Сегодня во сне я решу свою проблему». Техники преднамеренного осознанного сновидения являются первым шагом в направлении источника творчества. Еще в Древнем Египте люди использовали эти техники, чтобы увидеть сон на заданную тему и найти в нем решение своих проблем. Более эффективный метод, однако, состоит в поиске этих отве-

тов в осознанных снах. Можно настроить осознанное снови¬дение на волнующую вас тему либо, уже находясь в осознанном сне, целенаправленно сосредоточиться на ней. То есть не ждать,

когда вас посетит муза, а вызвать ее.

Примеры, приведенные выше, демонстрируют широкий спектр возможностей осознанного сновидения — от ремонта машин до изобразительного искусства и математики. Думается, что опыт других людей научит и читателя использовать твор¬ческий потенциал своих осознанных сновидений. Более тща¬тельные исследования дадут возможность сформулировать бо¬лее подробные рекомендации по его использованию; между тем, кое-что можно предложить уже сейчас.

ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА

Еще в средней школе я открыл в себе способность осознан¬но изучать во сне какую-нибудь сложную тему, например по математике или геометрии, а после пробуждения решать по этому предмету сложные задачи.

Эта способность наблюдалась у меня и в колледже, и в медицинском училище, где я стал применять ее для решения профессиональных проблем. В осознанном сне я быстро прос¬матривал вопросы, возникшие у меня днем, и обычно получал на них ответы или же дополнительные вопросы, способные прояснить ситуацию (даже сейчас мне иногда приходится просыпаться в три часа утра и звонить в госпиталь, чтобы

176

заказать специфический анализ для тяжелого больного,