Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ СНОВ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ

«...Материя, или форма в ее размерных аспектах — большое или малое, и в ее численных аспектах — множественное пли единственное, — всецело подчинена воле субъекта, психические силы которого эффективно развиты с помощью йоги»12. В ре¬зультате упорных экспериментов йоги научились трансформи¬ровать любой сон усилием своей воли. Большинство осознанно сновидящих знают это па своем опыте. Нелишне вспомнить и обсуждавшееся в пятой главе мощное влияние, которое оказы¬вают на содержание сна наши ожидания.

2. НЕУСТОЙЧИВОСТЬ СНОВ

«Делая следующий шаг, он понимает, что форма и все ос¬тальные проявления сна являются игрушкой ума и поэтому неустойчивы, как миражи»13. Опытные сновидцы тоже должны бьыи это испытать. Сновидения столь же реалистичны, но да¬леко не так устойчивы, как бодрствующее восприятие.

3. НЕРЕАЛЬНОСТЬ БОДРСТВУЮЩЕГО ВОСПРИЯТИЯ

«Следующий шаг приводит его к осознанию, что истинная природа всех форм и явлений, воспринимаемых посредством чувств в бодрствующем состоянии, столь же нереальна, сколь нереально отображение их во сне, то есть оба состояния явля¬ются сансаричсскими, или иллюзорными»14. На этой стадии ощущения йога можно понять скорее теоретически, чем прак¬тически. Из пятой главы вы должны помнить, что во сне, как и в состоянии бодрствования, используется один и тот же процесс восприятия как для построения умозрительных представлений, так и для построения моделей мира. Модели, физического ли мира или мира сна, — это всего лишь модели, а не реальность, так же как карта не есть реальная территория, а меню не есть пища.

248

4. ВЕЛИКОЕ ПРОЗРЕНИЕ

«Последний шаг ведет к Великому Прозрению, что все в сансаре (феноменальном мире пространства и времени) есть не что иное и не может быть не чем иным, как сновидением»15. Если сравнить ум с телевизором, то Великое Прозрение означа¬ет, что все, что появляется на экране, представляет собой только изображение, или иллюзию. Простое осознание, того, что «ум не может содержать ничего, кроме мыслей», не является Вели¬ким Прозрением, которое дается только на практике, а не тео¬ретически.

В свете сказанного, «Всемирное Творение и все, что про¬исходит в нем» видится «только сном Всевышнего»10. Снови-дящие йоги непосредственно переживают это новое восприятие реальности.

5. ЕДИНСТВО

«Озаренный светом этой Божественной Мудрости, микро¬космический аспект Макрокосма полностью пробуждается; ро¬синка соскальзывает обратно в Сияющее Море, в 1 Тирваничес-кое Блаженство