Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

и переведенный на европейские языки в 1935 году, где описаны несколько техник «постижения природы состояния сна» (то есть осознанных сновидений)5. Большинство этих техник тес¬ным образом связаны с навыками созерцания. Они включают, например, сложные визуализации санскритских букв в много-лепестковых лотосах одновременно с концентрацией и выпол¬нением специальных дыхательных упражнений. Возможно, в будущем, когда тысячи людей достигнут высокого мастерства в онейронавтике, мы сможем научиться большему у наших ти-

60

бетских предшественников. А пока читателю предлагается лишь суть тибетских техник.

ТЕХНИКА «СИЛЫ НАМЕРЕНИЯ» Для начинающих сновидцев больше всего подходит тибетская техника, именуемая как «постижение с помоцц.ю силы наме¬рения». Она заключается в «решимости поддерживать непре¬рывный поток сознания» как в состоянии бодрствования, так и во время сна. В нее входит дневная и ночная практики. I, Дневная практика.

В течение дня «в любых условиях» непрерывно думайте о том, что «все окружающее суть элементы сна» (то есть что ваши ощущения — плод вашего воображения), и намеревайтесь по¬нять их истинную природу.

2. Ночная практика,

Вечером, перед сном, примите «твердое решение» постичь сос¬тояние сна, то есть понять, что это не реальность, а сон. (До¬полнительное упражнение: попросите своего гуру помочь вам уловить состояние сна. Если у вас нет гуру, но вы верующий, то помолитесь как обычно. Можете также использовать символ, который у вас ассоциируется с осознанным сновидением. Если же у вас нет гуру и вы не веруюнцш, то либо пропустите эту инструкцию, либо придумайте что-нибудь свое). Комментарий

Поскольку людям обычно снится то, с чем они имели дело не так давно, то велика вероятность, что, цроводя достаточно времени с мыслью, что все вокруг есть элементы сна, вы в конце концов столкнетесь с этой же мыслью и во сне.

(Зммствовнт из Эванс-Beiiiyi )

ИСТОРИЯ ОДНОГО СЛУЧАЯ

Двадцать лет назад мне довелось посетить семинар по ти¬бетскому буддизму в Исаленском институте в Биг-Сурс (Кали¬форния), который проводил Тартанг Тулку. Ринпочс («драго¬ценный алмаз»), как называли учителя, был вынужден в то время покинуть Тибет, оккупированный китайцами. В Штаты он прибыл из Индии и очень плохо говорил по-английски. Его и без того не слишком гладкая речь часто прерывалась смехом. Я ждал эзотерических толкований сложной теории, но то, что я получил, оказалось несравненно более цепным.

61

Ринпоче обвел пространство вокруг нас небрежным жестом и торжественно объявил: