Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

как-пи-будь менялось: например, слова становились бессмысленными, буквы превращались в иероглифы или что-нибудь в этом роде.

С равным успехом можно дважды посмотреть на дисплей электронных часов, если вы их носите: во сне они никогда нс будут вести себя правильно. Обычно они вообще не показывают ничего осмысленного (хотя, совершенно не исключено, что они покажут точное время сновидения). К сожалению, данный тест работает только с электронными часами, по не работает с меха¬ническими часами, которые иногда показывают во сне время вполне правдоподобно. Как-то раз, решив произвести во сне проверку состояния, я посмотрел па свои часы — они прев¬ратились в совершенно реалистичные механические. Однако я вспомнил, что на моих электронных часах нет фирменного знака, в то время как на этих был нарисован Микки Маус, — так я сделал вывод, что сплю.

Будьте внимательны с этим тестом: может случиться так, что будучи не в состоянии определить время, вы станете приду-

59

мывать какое-нибудь абсурдное объяснение этому, что-нибудь вроде того, что «сели батарейки» или «слишком темно, чтобы разглядеть цифры».

Вообще, чтобы отличить сновидение от бодрствования, необходимо помнить, что хотя сны и могут производить такое же впечатление реальности, как и мир бодрствования, они го¬раздо более изменчивы. В большинстве случаев все, что от вас требуется, так это критически осмотреться; и если это сон, то вы обязательно заметите необычные перемены.

Проверка состояния — способ определить истинное поло¬жение вещей в том случае, если вы подозреваете, что спите. По мере накопления опыта, вы будете тратить все меньше и меньше времени на выявление признаков сна; вместо этого ваши подоз¬рения будут превращаться в осознание факта, что вы спите. Вы поймете, что возникшая у вас потребность проверить реаль¬ность окружающего уже сама по себе является достаточным доказательством того, что вы спите: в бодрствующем состоянии у вас нс возникает подобных вопросов.3

ТЕХНИКА НАМЕРЕНИЯ

Техники создания определенного настроя в бодрствующем состоянии с целью переноса его в сновидение используются тибетскими буддистами уже более тысячи лет для достижения осознанности. Говорят, что они происходят из учений афганс¬кого мастера по имени Лавапа и перенесены в Тибет в VIII веке Падмасамбхавой, основателем тибетского буддизма.4

Тибетские учения передавались из поколения в поколение вплоть до того времени, когда на Западе появилась «Йога сос¬тояния сна» — манускрипт, составленный в XVI столетии