Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

Теперь глубоко вдо¬хните. Вы видите, что осознание своего дыхания дает вам воз¬можность произвольным образом менять его.

7. Эмоции

Обратите внимание па свои эмоции. Вспомните, чем отличается гнев от радости, безмятежность от возбуждения. Вспомпите и другие эмоции (чем больше, тем лучше). Постарайтесь опре¬делить, насколько реально они ощущаются.

8. Мысли

Сосредоточьтесь на своих мыслях. О чем вы думали, выполняя это упражнение? О чем вы думаете сейчас? Насколько реальными кажутся вам мысли?

9. «Я»

Постарайтесь осознать тот факт, что ваш мир всегда содержит ваше «я». По замечанию Уильяма Джеймса, основой процесса восприятия является то, что именно Я вижу, Я слышу, Я ощу¬щаю, Я думаю. Вы не есть то, что вы видите, слышите, думаете или чувствуете, — вы лишь воспринимаете это. Другими сло¬вами, вы есть тот, кто осознает. Вы всегда в центре вашей многомерной вселенной восприятия, но вы нс всегда ясно осоз-паете себя. Повторите вкратце все упражнение снова со следу-юнщм отличием: наблюдая за своим восприятием, отдавайте себе отчета том, что наблюдающий — это именно вы («Я вижу свет...»).

10. Осознание осознания

Наконец, осознайте свое осознание. Обычно сознание фоку¬сируется на объектах, находящихся вне нас, но при этом оно само может быть объектом познания. С обыденной точки зрения мы кажемся себе обособленным, единственным центром сознания в нашем внутреннем мире. Однако мистики утверждают, что все мы в конечном счете являемся одним бесконечным сознанием, которое есть источник жизни. Это знание трудно адекватно выразить словами.

ОСОЗНАННЫЕ СНОВИДЕНИЯ И РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Как обновленное постижение богатства сознания в состо¬янии бодрствования связано с практикой осознанных снови¬дении? Многие наблюдения реального мира можно отнести и к миру сновидений. Во сне ваши ощущения могут быть столь же разнообразны, как и наяву. Вы можете видеть, слышать, осязать, обоиять, ощущать вкус, думать с тем же успехом, что и в реаль¬ной жизни.

Главное отличие состоит в том, что «мультисснсорный» мир, воспринимаемый вами во время сна, возникает внутри вас, а не вовне. I? бодрствующем состоянии почти все, что вы вос¬принимаете, связано с людьми, предметами и событиями внеш¬него мира. Поскольку объекты бодрствующего восприятия су¬ществуют независимо от сознания человека, они остаются от¬носительно постоянными. I [апримср, прочитав это предложе¬ние и закрыв книгу, вы можете потом открыть ее в любое время и прочитать предложение вновь.

Однако, как вы увидите в третьей главе,