Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

«мокрых снов», которые часто нс соп¬ровождаются эротическими сновидениями.

ВЛИЯНИЕ СОБЫТИЙ ВО СНЕ НА МОЗГ И ТЕЛО

Из описанных выше экспериментов следует, что события, участниками которых вы становитесь во сне, оказывают на ваш мозг (и в некоторой степени па тело) влияние, во многом сход¬ное с тем, какое оказывают аналогичные события наяву. До¬полнительные исследования подтверждают этот вывод. Когда осознанно сновидящис задерживают во сне дыхание или дышат чаще, то это непосредственно отражается на их реальном ды¬хании. Более того, изменения в деятельности мозга, вызывае¬мые переходом от пения к счету (при нении в большей степени задеиствуется правое полушарие, а при счете — левое) в бодрст¬вующем состоянии, практически точно воспроизводятся в осоз¬нанных сновидениях. То есть для нашего мозга нет разницы, во сне или наяву выполняется то или иное действие. Этот вывод объясняет, почему сновидения кажутся такими реальными. Для мозга они действительно реальны.

Мы продолжаем изучение взаимосвязи между деятельнос¬тью человека в сновидениях и его физиологией, чтобы получить подробную схему взаимодействия сознания и тела во время

29

сновидений. Такая схема смогла бы оказать большую поддерж¬ку экспериментальной психологии спа и психосоматической медицине. 'Гак, непосредственное влияние деятельности во вре¬мя сновидений на физиологию делает возможным использо¬вание осознанного сновидения для улучшения работы иммун¬ной системы (подробнее об этом в одиннадцатой главе). В лю¬бом случае, (физиологические эффекты, вызываемые сновиде¬ниями, показывают, что нельзя отрицать их, как незаконных детей нашего воображения. И хотя наша культура старается игнорировать сновидения, события, переживаемые в них, так же реальны, как и в бодрствующей жизни. И если мы хотим улучшать нашу жизнь, было бы правильным делать это и со сновидениями.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ОСОЗНАННЫЕ СНОВИДЕНИЯ

В полученном мною множестве писем я встречал жалобы людей, интересующихся осознанными сновидениями, на обо¬собленность, поскольку, как пишет один из корреспондентов, «я ни с кем не могу поговорить об этом: все считают меня психом и смотрят па меня как па ненормального, когда я пытаюсь рассказать о том, что делаю во сне». Наша культура не предус¬матривает никакой социальной поддержки тем, кто изучает различные состояния сознания. Это неприятие коренится, ве¬роятно, в бихевиористском подходе в психологии, рассматрива¬ющем всех животных, включая и человека, как «черные