Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

также техникой преднаме¬ренного осознанного сновидения (стр. 138).

3. Создайте необходимую вам обстановку. Находясь в осознанном сновидении, в первую очередь убедитесь, что обстановка соответствует вашей цели. Если она требует из¬менений, произведите их — перенеситесь в спортзал или на стадион, либо создайте их там, где находитесь. Помните, однако, что вам нет необходимости выбирать специальное место, как это требуется в бодрствующем состоянии, — вы можете с одинако¬вым успехом танцевать и на крыше дома, и в студии.

4. Выполняйте упражнение, стараясь делать его как можно лучше.

Действуйте! Отрабатывая свой навык, каждое мгновение стре¬митесь к совершенству. Вспомните, как его выполняет мастер, и

166

попробуйте повторить. Осознанные сновидения создают иде¬альные условия для анализа ощущений, возникающих при вы¬полнении той или иной работы, а также слаженности и четкости действий.

5. Раздвиньте границы своих возможностей. В осознанном сновидении можно расширить представления о собственных возможностях. Можно не только совершенство¬вать уже имеющиеся навыки, но и попытаться освоить что-то малоизвестное вам, может быть, даже то, что вы еще ни разу не пробовали делать. Помните, что вы не рискуете ни растянуть мышцы, ни переутомиться, ни совершить какую-нибудь фа¬тальную ошибку, поскольку ваши мышцы на самом деле не двигаются. Вы можете только закрепить ощущения, возникаю¬щие при выполнении определенных действий, и это поможет вам быстрее освоить их в состоянии бодрствования.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ

Я на собрании в конференц-зале. Присутствуют важные персоны и группа моих друзей. Я ведущий этого собрания и одновременно наблюдатель. Однако моя способность соче¬тать эти функции не влияет на происходящее. Как наблюда¬тель, я могу следить за реакцией каждого из присутству-югцих, фиксировать нюансы межличностных отношений и читать мысли людей. Я уверен, что никоим образом не подав¬ляю свободу их воли, и хочу узнать их реакцию на то, что говорит ведущий (то есть я). Как наблюдатель, я могу оста¬новить происходящее, чтобы сосредоточиться на конкрет¬ном человеке и прочитать его мысли. Как наблюдатель, я могу стереть из чьей-либо памяти одно мнение о ведущем и его словах и заменить другим.

Это может продолжаться сколько угодно. Обычно это помогает мне отрепетировать заседание, которое предс¬тоит вести в ближайшие дни, а также выявляет вопросы, ко¬торые мне могут задать (таким образом, я могу к ним подго¬товиться), или логические нити. которые