Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

что при соответствующих условиях техника ОСИСБ может быть высоко эффективной.

Г1 оль Толи отмечает, что несмотря па значительные усилия, которых требуют поначалу техники прямого вхождения в сон, отдача от них столь же значительна.5 При определенной на¬стойчивости с их помощью можно развить способность вхо¬дить в осознанное сновидение практически в любое время.

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ГИННАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗАХ

Наиболее распространенная стратегия ОСИСЬ заключает¬ся в сосредоточении в процессе засыпания на возникающих п это время гипнагогических видениях. Вначале вы, скорее всею, будете видеть относительно простые образы, вспышки света, геометрические узоры и тому подобное. Но постепенно появят¬ся более сложные формы: лица, люди и в конце концов целые сцены.6 Следующий пример «состояния полусна», как его назы¬вал русский философ П. Д. Успенский, дает живое представ¬ление о том, на что похожи гипнагогические видения:

Я засыпаю. Передомной возникают и исчезают золотые точки, искры и звездочки. Эти искры и звездочки постепенно погружаются в золотую сеть с диагональными ячейками, ко¬торые медленно движутся в такт ударам моего сердца. Я слышу их совершенно отчетливо. В следующее мгновение золо¬тая сеть превращаепкя в медные шлемы римских солдат, строем марширующих внизу. Я слышу их мерную поступь и наблюдаю из окна высокого дома в Галате, в Константинопо¬ле, как они шагают по узкой улице, выходящей на старую верфь и Золотой Рог, с его парусниками и пароходами; за ним видны минареты Стамбула. Римские солдаты тесными рядами продолжают маршировать перед моим взором. Я слышу их тяжелые, мерные шаги, вижу сияние солнца на их шлемах. Внезапно я отрываюсь от подоконника, на котором лежу, и в том же склоненном положении медленно пролепшю над улицей, над домами, над Золотым Рогом, в направлении Стамбула. Я чувствую запах моря, ощущаю ветер, теплое солнце. Этот полет мне невероятно нравится, я не могу удер¬жаться — и открываю глаза7

87

Состояния полусна Успенского явились результатом при¬вычки созерцать содержимое своего ума при вхождении в сои и в полусонном состоянии после пробуждения. Он отмечает, что делать это значительно легче утром после пробуждения, чем вечером, перед сном, и что «без определенных усилии такие состояния вообще не возникают»8.

Д-р Натан Раппорт, американский психиатр, выработал метод вхождения в осознанное сновидение, очень близкий ме¬тоду Успенского: «I 1аходясь в постели перед сном, эксперимен¬татор каждые несколько минут прерывает