Стивен Лаберж

практика осознанных сновидений

ужасное или как прекрасное — зависит от нашей точки зрения. Афганский суфий Хаким Санаи восемь столетий назад написал следующие слова: Чтобы видеть свое отражение в зеркале, надо держать его перед собой, отполированное чисто; даже солнце, не жалеющее света, сквозь туман выглядит осколком стекла; даже лики существ, превосходящих красотой ангелов, в порыве злобы кажутся дьявольскими рожами. Вы настолько же не в состоянии правильно сказать, что на самом деле отражает ваше сознание, насколько ваши мысли 222 искажены страхом, гневом, гордыней и предрассудками. Если ваш ум напоминает кривое зеркало, не удивляйтесь, что в ваших снах ангелы покажутся демонами. Надо, поэтому, постараться, чтобы этого не произошло. Увидев во сне монстра, искренне поприветствуйте его, как давнего друга, и он им станет. Один из мульт4>ильмов Гари Ларссна серии «Дальняя сто¬рона» иллюстрирует такой подход: две пожилые леди рассмат¬ривают в окно «кошмарное чудовище, стоящее на пороге их дома». Более умная леди говорит: «Успокойся, Эдна... Да, это какое-то гигантское отвратительное насекомое... но, может, это гигантское отвратительное насекомое ждет от нас помощи» 10. Для установления мира с теневыми существами необяза¬тельно заводить с ними беседу. Достаточно почувствовать сер¬дцем искреннюю симпатию к ним, и они станут вашими друзь¬ями. Искренне принимая ранее отвергаемые стороны самого себя, вы символически сливаетесь со своей тенью, как это про¬изошло в одном из моих собственных снов. Я оказался в какой-то школе. Дикая орава в тридцать или сорок человек громила все вокруг, швыряя в окна стулья, выбрасывая людей, судорож¬но сцепляясь друг с другом, наполняя воздух пронзительным визгом, улюлюканьем и ругательствами (подобное происходит в некоторых школах, когда учитель на минутку отлучится из класса). Заводилой был огромный, мерзкий, рябой тин варвар¬ской наружности. Он сжал меня железной хваткой, и я безус¬пешно пытался вырваться. Потом я осознал, что сплю, и тут же вспомнил свои недавний опыт. Зная, что этот конфликт коренится во мне самом, я прек¬ратил борьбу. Я сделал вывод, что «варвар» — это нечто такое, с чем я борюсь внутри себя, или, может, чей-то образ, илио, как самого себя. Я понял, что мне следует внутренне принять свою тень, существование которой я до сих пор от¬рицал.

Таким образом, я попытался почувствовать любовь к сто¬явшему передо мной «варвару». Поначалу мне это не удавалось

223

— его грубость и уродливость вызывали во мне отвращение. Но, заставив себя