Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

всё.

П. Мне не понятно. Как это сделать?

М. Методом атма-вигары.

П. Будучи таким неуловимым, он представляется слишком трудным для усвоения. Что я должен делать, если чувствую себя не готовым для этого метода исследования?

М. Руководство там есть. Людям остаётся пользоваться им.

25 декабря

431. Джентльмен, говорящий на телугу, поднялся и спросил:

Говорят, что ум должен быть чистым, когда все его васаны унич

тожаются. Это также и Завершение. Когда есть что-то для обрете

ния, то разве это — недвойственность?

М. Пусть ум сначала станет чистым. Если после этого тот же вопрос возникнет, то тогда можно будет поискать и ответ.

26 декабря

432. Посетитель из Андхра-Прадеш спросил: Что такое глубокий сон?

М. Да ведь вы переживаете его каждый день.

П. Я хочу точно знать, что он такое, чтобы его можно было отличить от самадхи.

М. Как вы можете, бодрствуя, узнать, что такое глубокий сон? Ответ состоит в том, чтобы отправиться в этот сон и выяснить, чем он является.

П. Но я не могу получить знания о нём таким способом.

М. Этот вопрос должен был возникнуть в глубоком сне.

П. Но я не могу задать вопрос там.

М. Таким образом, это и есть глубокий сон.

Шри Бхагаван вышел (из Холла) на несколько минут. После его возвращения тот же самый геловек спросил: Мы видим, что осознавшие себя джнянины принимают пищу и совершают действия подобно всем остальным. Имеют ли они также опыт состояний сновидения и глубокого сна?

М. Почему вы стремитесь знать о состоянии других, пусть и джнянинов? Что вы приобретёте, узнавая о других? Вы должны стремиться постичь свою собственную природу.

Что вы думаете о себе, кем вы являетесь? Очевидно — телом.

П. Да.

М. Подобным образом вы и джняни принимаете за это видимое тело, а после этого приписываете и действия. Это заставило вас поставить те вопросы. Сам джняни не спрашивает, есть ли у него дремота или глубокий сон. У него самого нет сомнений. Сомнения обуревают вас. Это должно убедить вас в ошибочности ваших предпосылок. Джняни — не тело. Он — А т м а н, истинная природа всего.

Глубокий сон, сновидение, самадхи и т. п. —это всё состояния невежественных. А т м а н свободен от них всех. Здесь также и ответ на ваш первый вопрос.

П. Я стремился познать состояние непоколебимого знания [стхита праджнята].

М. Шастры существуют не для джняни. У него нет сомнений, подлежащих разъяснению. Загадки имеются только для невежественных. Шастры существуют лишь для них.

140

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1937 года

141 П. Глубокий сон — это