Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

то это сознательное восприятие будет продолжаться также и во сне без сновидений.

Следующий пример иллюстрирует это: Некий царь входит в этот Холл, сидит здесь, а затем уходит.

204

Беседы с Шри Раманой Махарши

Беседы 1938 года

205

Он не заходил на кухню. Может ли это быть поводом для того, чтобы человек в кухне сказал: "Царь не приходил в Ашрам"? Когда Бытие обнаруживается при бодрствовании, оно должно присутствовать также и в глубоком сне.

29 апреля

482. Д-р Панде из Индора прибыл сюда. Он просил позволения Бхагавана задавать вопросы, чтобы прояснить свои сомнения. Он хотел, чтобы ему показали практигеский путь осознания Себя.

М. Человеку завязали глаза и оставили его в лесу. Он спрашивал путь в Гандхару у каждого, кого встречал на пути, пока окончательно не достиг цели. Точно так же все пути ведут к Самореализации. Они помогают в достижении этой общей цели.

П. Дхьяна будет легкой, если есть некий символ [пратикам]. Но при Само-исследовании нет никакого пратикама.

М. Вы допускаете существование Себя, Я. Разве вы указываете на тот символ [пратикам} и говорите, что он Я? Возможно, вы думаете, что тело — Я. Но рассмотрите свой глубокий сон. Вы действительно существуете в нём. Где же там пратикам? Поэтому Я может быть осознано без пратикама.

П. Совершенно верно. До меня доходит сила этих слов. Но всё-таки разве мантры и т. п. не полезны?

М. Они полезны. Что такое мантра? Вы сосредоточенно думаете о простых звуках мантры. Их повторение исключает все остальные мысли. Остаётся только единственная мысль мантра джа-пы. Она также потом уходит, оставляя место для Бесконечного Я, которое Само по Себе есть наилучшая мантра.

Мантра, дхьяна, бхакти и т. д. все они помогают и, в конце концов, ведут к сварупе, А т м а н у, Я, которым они сами по себе являются.

Через несколько минут Махарши продолжил: Каждый человек есть Я, в действительности бесконечное. Однако каждый ошибочно считает это тело Собой. Чтобы узнать что-нибудь, необходимо освещение. Такое освещающее средство может быть только светом, освещающим этот физический свет и темноту. Отсюда следует, что тот другой Свет лежит за пределами видимого света и темноты. Сам по себе он ни свет, ни темнота, но именуется Светом,

поскольку освещает обоих. Он есть бесконечное Сознание. Сознание есть Истинная Природа, Я, которое сознаёт, в котором отдаёт себе отчёт, каждый. Никто не удалён от Себя, А т м а н а. Поэтому каждый человек является реализовавшим Себя. Но в чём секрет того, что никто не знает этот основополагающий