Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

является вашим подлинным состоянием. После исследования станет понятно, что оно бесформенно. Если вы знаете своё Я как бесформенное посредством своей джняны, то почему бы вам не уступить то же количество джняны Богу и не понимать Его бесформенным?

П. Но для Бога есть этот мир.

М. А откуда этот мир появился? Откуда мы? Узнав это, вы узнаете Бога. Вы узнаете, является ли Он Шивой или Вишну, или кем-то другим, или всем вместе взятым.

П. Вайкунтха находится в Парамападе, т. е. в трансцендентном Я?

М. Тце находится Парамапада или Вайкунтха, если не в вас? П. Вайкунтха и т. п. появляются самопроизвольно. М. А этот мир появляется добровольно?

(Собеседник не ответил.)

М. Очевидное "я", игнорируя А т м а н, Я, мечется туда и сюда, стараясь познать не-Я. Какой абсурд!

П. В этом состоит санкхъя-йога. Будучи кульминацией всех видов других йог, как она может быть понята, если начать сразу с неё? Разве бхакти не предшествует ей?

М. Разве Шри Кришна не начал Титу с санкхьи?1

П. Да. Я понял это сейчас.

386. П. В "Жизни"2 Шри Рамакришны сказано, что некий

идол, Рамлал, был оживлён. Это правда?

М. А вы можете объяснить оживление этого тела? Является ли движение идола более таинственным, чем движение этого тела?

П. Металл сам по себе не движется.

М. Разве это тело не труп? Вы, возможно, посчитаете неким таинством, если труп движется? Это так?

387. Три геловека пришли с кратким визитом; старший из них

спросил: Один процесс творения упомянут в Упанишадах, а дру

гой — в Пуранах. Какой из них правилен?

М. Есть много процессов творения, и все они предназначены показать, что творение имеет причину, а предположение о творце должно быть таким, чтобы человек мог искать эту причину. Ударение делается на цели творения, а не на процессе творения. Более того, есть кто-то, воспринимающий творение. Не существует объектов без субъекта, т. е. объекты не приходят и не говорят вам, чем они являются, но это именно вы — тот, кто говорит, что они — объекты. Объекты, следовательно, суть то, что делает из них тот, кто видит. У них нет существования, независимого от субъекта. Найдите, кем вы являетесь, и тогда вы поймёте, что такое этот мир. В этом и состоит цель теории.

П. Душа — это только маленькая частица, тогда как творение столь громадно. Как мы можем догадаться, что оно собой представляет?

1 Санкхья (санскр. ) — размышление, исчисление. Это одна из шести

ортодоксальных индуистских философских систем (ньяя, вайшешика, санк-

хья, йога, миманса и веданта).

Вторая глава Бхагавад-Гиты называется "Санкхья