Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

видят его.

М. Вы сознаёте это в глубоком сне? Или узнаёте от других сейчас, при пробуждении?

П. В своём состоянии бодрствования.

М. Поэтому вы и говорите о бодрствующем состоянии, а не о переживании глубокого сна. Существование мира в вашем бодрствующем состоянии и в сновидении признаётся, потому что они — продукты ума. В глубоком сне ум втянут вовнутрь и мир пребывает в состоянии семени. Он проявляется снова, когда вы просыпаетесь. Эго вырастает, отождествляет себя с телом и видит мир. Поэтому мир — творение ума.

П. Как это может быть?

М. Разве вы не создаёте некий мир в своём сновидении? Бодрствующее состояние тоже есть длительное сновидение. Позади переживаний при бодрствовании и в сновидении должен быть некий наблюдатель. Кто он? Разве это тело?

П. Оно не может им быть.

М. Это ум?

П. Должно быть так.

М. Но вы существуете и в отсутствие ума.

П. Как?

М. В глубоком сне.

П. Не знаю, существую ли я тогда.

М. Если вас в нём не было, то как вы вспоминаете вчерашние переживания? Возможно ли, чтобы имелся разрыв непрерывности "Я" во время сна?

П. Это может быть.

М. Если это так, то Джонсон может проснуться как Бенсон. Как будет сохраняться тождественность индивидуума?

П. Я не знаю.

М. Если этот довод не ясен, то вот другое объяснение. Вы принимаете: "Я выспалась хорошо", "Я чувствую себя освежённой после глубокого сна". Поэтому глубокий сон был вашим переживанием. Тот, кто его пережил, сейчас отождествляет себя с "Я" в говорящем. Следовательно, это "Я" должно было быть также и в глубоком сне.

П. Да.

М. Итак, "Я" было в глубоком сне; если мир тогда был здесь,

говорил ли он, что существует?

П. Нет. Но мир говорит мне о своем существовании сейчас. Даже если я отрицаю его существование, я могу ударить себя камнем и поранить ногу. Повреждение доказывает существование камня, а поэтому и мира.

М. Именно так. Камень ранит ногу. Разве нога говорит, что

камень здесь есть?

П. Нет. "Я" говорит это.

М. Кто это "Я"? Оно не может быть ни телом, ни умом, как мы уже видели. Это "Я" является тем, кто переживает состояние бодрствования, сна со сновидениями и сна без сновидений. Три состояния являются изменениями, которые не затрагивают его (истинное "Я", Я). Их переживания подобны картинам, проходящим по экрану в кинотеатре. Появление и исчезновение картин не затрагивает экран. Поэтому и три состояния сменяют друг друга, оставляя А т м а н, Я, незатронутым. Бодрствующее состояние и состояние сна со сновидениями являются творениями ума. Поэтому А т м а н, Я, пронизывает всё. Познать, что