Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

Какова цель жизни?

М. Стремление узнать цель жизни само по себе есть результат хорошей кармы в прошлых рождениях. Те, кто не ищут такого знания, просто зря тратят свои жизни.

559. Некий геловек спросил Шри Бхагавана: Шри Бхагаван мо

жет знать, когда я стану джняни. Прошу Вас, скажите, когда это

будет.

М. Если я Бхагаван, то нет никого отдельного от меня, в ком джняна должна возникнуть или с кем мне следует говорить. Если я обычный человек, подобный другим, то я так же невежествен, как и они. В обоих случаях на ваш вопрос ответить нельзя.

560. Когда Шри Бхагаван совершал омовение, несколько бхак-

тов были вокруг Него, разговаривая между собой. Затем они спро

сили Его об использовании гашиша [ганджи]. В это время Шри

Бхагаван закончил омовение. Он сказал: "О, ганджа Употребля

ющие её чувствуют себя бесконечно счастливыми, когда находят

ся под её влиянием. Как мне описать их счастье! Они просто кри

чат: ананда] ананда..." Сказав это, Он прошёлся, словно пьяный.

Бхакты засмеялись. Он выглядел так, как если бы Он действи

тельно спотыкался, обнял "А" и закричал: "Ананда анандаГ [бла

женство! блаженство!]

268

Беседы с Шри Раманой Махарши

Беседы 1938 года

269

"А" записывает (в своём дневнике), что всё его существо изменилось после этого слугая. Он жил в ашраме последние восемь лет. Позже он говорил, что сейгас его ум остаётся в покое1.

561. П. Что такое сварупа [форма] и арупа [бесформенность]

ума?

М. Когда вы пробуждаетесь от глубокого сна, возникает свет, который суть свет А т м а н а, проходящий через Махат таттву. Он называется космическим сознанием. Это — арупа. Свет (космическое сознание) падает на эго и отражается от него. Тогда становятся видимыми тело и мир. Этот ум — сварупа. Объекты возникают в свете этого отражённого сознания. Этот свет называется джёти.

21 октября

562. В книге Вигара Санграха2 говорится, что хотя человек од

нажды осознаёт Себя, он не может только по этой простой при

чине стать Освобождённым, муктой. Он продолжает оставаться

жертвой васан (скрытых склонностей). Шри Бхагавана спросили,

будет ли упомянутое в книге осознание тем же самым, что и у

джняни, а если так, то почему должна быть разница в их действиях.

М. Это переживание то же самое. Каждый человек переживает А т м а н, Я, сознательно или бессознательно. Переживание адж-няни замутнено его скрытыми склонностями, тогда как у джняни этого нет. Поэтому у джняни переживание Себя отчётливое и постоянное.

Благодаря долгой практике искатель имеет возможность получить проблеск