Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

повлияет сильнее, чем ваши слова или действия. Это — развитие силы воли. Тогда мир становится Царством Божиим, которое внутри вас.

П. Если человек должен уйти вовнутрь, то зачем тогда существует этот мир?

М. Где этот мир и куда человек идёт, уходя в себя? Разве он летит на каком-то самолете за пределы пространства? Это ли — уход?

Истина такова: этот мир есть лишь некая идея. Что скажете: вы находитесь внутри мира или этот мир внутри вас? П. Я нахожусь в мире. Я — часть его.

М. Это ошибка. Если этот мир существует вне вас, то почему он не приходит и не говорит вам, что он существует? Нет, это вы видите его существующим. Вы видите его, когда просыпаетесь, а не тогда, когда крепко спите. Если мир существует вне вас, то должен сказать вам это и вы должны воспринимать его даже в своём глубоком сне.

П. Я отдаю себе отчёт в нём, когда просыпаюсь. М. Вы сначала сознаёте себя и затем — этот мир? Или сначала воспринимаете этот мир, а себя — потом? Или вы сознаёте и себя и мир одновременно?

П. Надо сказать, что одновременно.

М. Существуете вы или нет до того, как начинаете сознавать себя? Допускаете ли вы своё непрерывное существование перед восприятием этого мира и впоследствии? П. Да.

М. Если вы сами всегда существуете, то почему не сознаёте мир в глубоком сне, если мир существует отдельно от Я? П. При пробуждении я воспринимаю и себя и мир. М. Итак, вы стали сознавать себя. Кто стал сознавать и кого? Существуют ли два "я"? П. Нет.

М. Таким образом, вы видите ошибочность предположения, что сознательное восприятие имеет преходящие фазы. Я всегда осведомлено. Когда Я отождествляет Себя с наблюдателем, Оно видит объекты. Творение субъекта и объекта — это творение мира. Субъекты и объекты — творения в Чистом Сознании. Вы видите изображения, движущиеся на киноэкране. Когда вы поглощены созерцанием изображений, экран вами не воспринимается. Но изображения нельзя увидеть, если за ними нет экрана. В этом

примере мир означает изображения, а Сознание — экран. Сознание само по себе является чистым. Оно — то же, что и Я, которое вечно и неизменно. Избавьтесь от субъекта и объекта, и останется только Чистое Сознание.

П. Но почему чистый Брахман стал Ишварой и проявил вселенную, если ОН не намеревался делать это?

М. Разве Брахман или Ишвара сказали вам такое? Это вы говорите, что Брахман стал Ишварой и т. д. В своём сне без сновидений вы этого не говорили. Только находясь в бодрствующем состоянии [джаграт], вы говорите о Брахмане, Ишваре и вселенной. Это состояние джаграт есть двойственность