Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

ничего нет (когда больше его не видите). И то и другое — деятельность ума. То, что лежит позади обоих этих утверждений — пратьякша. Есть индрия пратьякша (непосредственно воспринимаемая чувствами), манаса пратьякша (непосредственно воспринимаемая умом) и сакшат пратьякша (осознанная как само Бытие). Только последнее есть действительно прямое и истинное переживание, другие же относительны и неистинны.

1 Здесь Шри Бхагаван говорит об одной шлоке Шри Шанкары, которую он перевёл на тамили и включил в "Дополнение к Сорокам стихам о Реальности" как 39-й стих. См. сноску 1 на с. 177 настоящего издания.

1 Здесь Шри Бхагаван ссылается на две классические притчи — об ожерелье на шее, которое "забыто и вновь найдено", и о "десятом человеке", которого забыли "сосчитать", — самого себя (см. [1, с. 81—82]).

226

Беседы с Шри Раманой Махарши

Беседы 1938 года

227

П. Если никакое усилие не требуется, то можно ли постоянно сохраняемое состояние пустоты ума назвать состоянием Реализации?

М. Усилие необходимо до тех пор, пока существует ум. Состояние пустоты является предметом спора во всех философиях.

П. Есть ли в состоянии Реализации что-либо подобное прямому переживанию [пратьякшабхава], или Реализация лишь чувствуется или переживается как само Бытие, или стхити, души?

М. Пратъякша — само бытие, а не чувство или тому подобное.

П. Пока искатель не осознал то, что он есть разыскиваемое, вышеупомянутые вопросы для него возникают.

М. Это правда. Исследуйте, являетесь ли вы искателем. А т м а н, Я, часто ошибочно принимается за познающего. Разве нет Я в неведении, т. е. в глубоком сне? Следовательно, Я — за пределами познающего и знания. Эти сомнения лежат в сфере ума. С этой точки зрения совет состоит в том, чтобы держать ум чистым, а когда раджас и тамас устранены, тогда существует только сат-твигеский ум. Таким образом, "я" (эго) исчезает в саттве [унаад-хал кан].

Джняна гакшус [очи мудрости] не означает орган восприятия, как другие органы чувств. Джнянамева гакшу1. Видение на расстоянии и т. п. не являются функциями джняна гакшус. Пока есть субъект и объект — это только относительное знание. Джняна лежит выше относительного знания. Она абсолютна.

А т м а н — источник субъекта и объекта. Сейчас преобладает неведение, и субъект принят в качестве источника. Субъект является познающим и образует одну из триад, чьи компоненты не могут существовать независимо друг от друга. Поэтому субъект, или познающий, не может быть окончательной Реальностью. Реальность