Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

продолжаются автоматически.

П. И это означает непривязанность к плодам действий?

1 См. Бхагавад-Гита (III, 3).

356

Беседы с Шри Раманой Махарши

Беседы 1939 года

357

М. Такой вопрос возникает только если есть действующий. Во всех Писаниях сказано, что не следует рассматривать себя как делателя.

П. Поэтому карма-йога — это картритва буддхи рахита карма — действие без чувства делания.

М. Да, совершенно верно.

П. Гита учит, что следует вести активную жизнь — от начала и до конца.

М. Да, но действовать без делателя.

П. Тогда необходимо покинуть дом и вести жизнь отречения?

М. Дом находится в вас? Или вы находитесь в доме?

П. Он в моем уме.

М. Тогда, что станет с вами, когда вы покинете внешнее окружение?

П. Сейчас я понимаю. Отречение — это лишь выполнение действия без отождествления себя с делателем [карта].

Действует ли дживанмукта?

М. Кто задаёт этот вопрос? Он сам дживанмукта или нет?

П. Нет, не дживанмукта.

М. Поднимите такой вопрос после достижения состояния джи-ванмукти, если сочтёте это необходимым. Освобождение [мукти] признаётся и свободой от умственной активности тоже. Может ли мукта думать о действии?

П. Даже если он отбрасывает действие, действие не оставит его. Разве не так?

М. С чем он, мукта, отождествляется, для того чтобы этот вопрос был возможен?

П. Да, правильно. Мои сомнения сейчас рассеяны.

644. Районный гиновник, мусульманин: Что необходимо для перевоплощения?

М. Прежде чем мы будем говорить о перевоплощении, давайте сначала посмотрим, есть ли воплощение.

П. Как?

М. Разве вы сейчас воплощены, чтобы говорить о перевоплощении?

П. Да, конечно. Амёба развивалась в высшие организмы до тех пор, пока не развилось человеческое существо. Оно сейчас является совершенством в развитии. Почему должно быть дальнейшее перевоплощение?

М. Кто ставит пределы этой теории эволюции?

П. Телесное развитие совершенно, но может потребоваться дальнейшее развитие для души, которое произойдёт после смерти человека.

М. Кем является человек? Он — тело или душа?

П. Оба вместе взятые.

М. Разве вы не существуете в отсутствие тела?

П. Что вы имеете в виду? Это невозможно.

М. Чем было ваше состояние в глубоком сне?

П. Такой сон — временная смерть. Я ничего не сознавал и поэтому не могу сказать, чем было это состояние.

М. Но ведь вы существовали в глубоком сне. Разве не так?

П. В глубоком сне душа покидает тело и идёт куда-нибудь. Затем она возвращается в тело перед пробуждением. Это, следовательно, временная смерть.

М. Умерший никогда не возвращается,