Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

соответственно, но также стремится к исполнению желаний и не удовлетворён существующим положением дел. Пытаясь удовлетворить свои желания, он расширяет поле своих действий и всё-таки остаётся неудовлетворённым. Тогда он начинает думать и рассуждать.

Желание постоянства счастья и покоя говорит о существовании такого постоянства в его собственной природе. Поэтому он старается найти и вновь обрести свою собственную природу, т. е. своё Я. Если Оно найдено, то всё найдено.

Такой внутренний поиск — это путь, который должен использовать человеческий интеллект. После продолжительной практики интеллект сам осознаёт, что его деятельность возможна благодаря некоторой Высшей Силе, которую он не может достичь. Поэтому на определенной стадии он прекращает действовать, и тогда Высшая Сила остаётся полностью одна. Это — Реализация, это — завершение, это — цель.

Таким образом, очевидно, что целью интеллекта является осознание своей зависимости от Высшей Силы и своей неспособности достичь её. Поэтому он должен уничтожить себя раньше, чем цель будет достигнута.

П. Часто цитируется шлока, в которой говорится: "Я не жажду царств и т. п. Только позволь мне всегда служить Тебе, и в этом заключается мое высочайшее наслаждение"1. Это правильно?

М. Да. Пока объект отделен от субъекта (т. е. пока существует двойственность), есть место для комы (желания). Если нет объекта, то не может быть и желания. Состояние отсутствия желания есть мокша, Освобождение. В глубоком сне нет двойственности, а также нет и желания. В то же время в бодрствующем состоянии есть и двойственность и желание. Благодаря двойственности возникает желание приобретения объекта. Именно стремящийся вовне ум является основанием двойственности и желания. Если известно, что Блаженство — это не что иное, как Я, то ум обращается вовнутрь. Если А т м а н достигнут, то все желания уже исполнены.

1 См. Бхагавад-Гита (I, 32).

Это опта комах атма комах акамасга (исполнение желаний), как об этом говорит Брихадаранъяка упаншиада. Это — мокша, Освобождение.

Здесь Джабналал Баджадж пояснил, сказав, что он понимал под садбуддхи не то же самое, что буддхи. Садбудцхи ознагает того, кто стойко держится благого и правильного, избранного пути. Он хотел узнать, как такая непоколебимость может быть достигнута.

М. То, что требуется для достижения высочайшей цели, — это утрата индивидуальности. Интеллект сосуществует с индивидуальностью. Утрата индивидуальности может быть достигнута лишь после исчезновения интеллекта