Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

Свою первоначальную Природу. Если он выглядит рассерженным, то желает добра обидчикам. Все его действия должны

восприниматься лишь как божественные проявления на плане человечества. Не должно быть ни малейшего сомнения, что его существо освобождено ещё при жизни. Он живет только ради блага этого мира.

Шри Бхагаван при этом предупреждал слушателей об ошибке пренебрежительного отношения к джняни за поведение, которое он демонстрирует, и снова цитировал историю Парикшита1.

Парикшит был мертворожденным ребенком. Женщины плакали и взывали к Шри Кришне о спасении младенца. Все мудрецы желали знать, как Кришна собирается спасти ребенка от действия стрел [апандавастра] Ашваттхамы2. Кришна сказал: "Если младенца коснётся тот, кто извечно целомудрен [нитья-брахмагари], ребенок вернётся к жизни". Даже Шука не осмеливался прикоснуться к ребенку. Не найдя среди прославленных святых ни одного достаточно смелого, чтобы прикоснуться к ребенку, Кришна вышел и прикоснулся к нему со словами: "Если я извечно целомудрен [нитъябрахмагари], то пусть этот ребенок оживёт". Дитя начало дышать и позже выросло, став Парикшитом.

Просто подумайте, как Кришна, которого окружали 16 000 пастушек [гопи], может оставаться целомудренным [брахмагари] Такова тайна состояния освобождения при жизни [дживанмук-ти] Дживанмукта — это тот, кто не видит ничего отдельным от А т м а н а.

Если, однако, человек сознательно пытается демонстрировать сверхобычные силы [сиддхи], то он получит только пинки.

3 февраля

450. Мисс Умадэви, дама из Польши, обратившаяся в индуизм, спросила Шри Бхагавана: Я как-то уже говорила Шри Бхагавану, что имела видение Шивы о времени моего обращения в индуизм. Подобное переживание повторилось со мной в Корталламе. Эти видения преходящие, но счастливые. Хочется знать, как сделать их постоянными и непрерывными. Во всём, что я вижу вокруг,

1 Тамильский адвайтигеский текст XVII в.

1 Персонаж Махабхараты.

2 Персонаж Махабхараты.

166

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1938 года

167

без Шивы нет жизни. Я так счастлива думать о Нём. Пожалуйста, скажите, как сделать Его видение для меня вечным.

М. Вы говорите о видении Шивы. Видится всегда объект, и это подразумевает существование субъекта. Ценность видения та же, что и видящего. (То есть природа видения того же плана, что и природа того, кто видит.) Появление предполагает также исчезновение. Что бы ни появлялось, должно исчезнуть, а потому видение никогда не может быть вечным. Но Шива вечен.

Видение