Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

страдание рядом с собой? Они хотят определить состояние

мукты без того, чтобы самим осуществить это состояние. С точки

зрения мукты их спор равнозначен следующему: некто видит сон,

в котором встречает несколько человек. Проснувшись, он спра

шивает: "Люди из моего сна тоже проснулись?" Это смешно.

Кроме того, один сострадательный человек говорит: "Не важно, даже если я не получу Освобождение [мукти]. Или пусть я буду последним человеком, достигшим его, но я должен помочь другим освободиться, прежде чем сам стану свободным". Это всё очень хорошо. Представьте человека во сне, говорящего: "Пусть все эти люди проснутся раньше меня". Этот спящий не более смешон, чем вышеупомянутый сострадательный философ.

499. Свами из Миссии Шри Рамакришны задал ещё несколько

вопросов: Свамиджи, я поднимался по Горе, чтобы увидеть ашра

мы, в которых Вы жили в юности. Я также читал о Вашей жизни.

Могу ли я узнать, чувствовали ли Вы тогда, что есть Бог, которо

му Вы должны молиться или что Вы должны практиковать что-то

для достижения этого состояния?

М. Прочитайте жизнеописание и вы поймете. Джняна и адж-няна имеют одинаковую степень истины, т. е. обе они — плод воображения невежественного; они не истинны с точки зрения джняни.

П. Способен ли джняни совершить грех?

М. Когда аджняни принимает кого-то за джняни, то отождествляет его с телом. Поскольку он не знает Себя и ошибочно считает своё тело Собой, то распространяет это заблуждение и на состояние джняни. Джняни, следовательно, рассматривается пребывающим в телесной оболочке.

Более того, хотя аджняни и не является делателем, но представляет себя им и рассматривает действия тела как свои собствен-

224

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1938 года

225

ные, а потому думает, что и джняни действует подобным образом при активности тела. Но сам джняни знает истину и не запутывается. Аджняни не может определить состояние джняни и, следовательно, этот вопрос беспокоит только его, тогда как у джняни он никогда не возникает. Если он делатель, то должен установить природу своих действий. А т м а н не может быть делателем. Найдите, кто действует, и А т м а н откроется.

П. Не может быть адвайты в действиях. Вот почему и спрашиваю.

М. Но шлока1 говорит, что должна быть. Это понятие "делать" применимо только к ещё практикующему, а не к достигшему совершенства.

П. Да. Я понимаю это. Более того, ученик не может практиковать адвайту в отношениях с Гуру. Ведь согласно адвайте он (при отсутствии двойственности) не может получать