Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

к Учителю, чтобы

достичь просветления. Этот Учитель говорит, что Брахман не имеет

ни качеств, ни пятен, ни движения и т. д. Разве он не выступает

здесь как личность? Как может неведение ученика быть уничто

жено, если Учитель так говорит? Разве слова Учителя, выступа

ющего как личность, равносильны Истине?

М. Кому Учитель должен говорить? Кого он наставляет? Видит ли он кого-то отличающимся от Себя, Я?

П. Но ученик просит Учителя дать разъяснения.

М. Да, но разве Учитель видит его отличающимся (от себя)? Неведение ученика состоит в незнании того, что все уже осуще-

186

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1938 года

187

ствили Себя. Может ли кто-нибудь существовать отдельно от Себя, А т м а н а? Учитель просто указывает, где находится неведение, и, следовательно, не стоит в стороне как личность.

Что такое Реализация? Означает ли это видеть Бога с четырьмя руками, несущего раковину, боевой диск, булаву и т. д.? Даже если Бог появится в такой форме, то сотрёт ли это неведение ученика? Истина должна быть вечной Реализацией. Прямое восприятие есть вечно присутствующее Переживание. Бог Сам познаётся тогда, когда воспринимается непосредственно. Это не означает, что Он появляется перед преданным в форме, о которой сказано выше. Если Реализация не вечна, она не послужит какой-либо полезной цели. Может ли призрак с четырьмя руками быть вечной Реализацией? Он феноменален и иллюзорен. Здесь должен быть некий видящий. Только этот видящий реален и вечен.

Если Бог предстанет как свет миллиона солнц, то будет ли это прямым переживанием [пратьякша]?

Чтобы наблюдать видение Бога, необходимы глаза, ум и т. д. Это косвенное знание, тогда как наблюдатель есть прямое переживание. Только этот наблюдатель есть пратьякша. Все другие восприятия являются лишь вторичным знанием. Нынешнее неведение, состоящее в принятии тела за Я, настолько глубоко укоренилось, что видение, представшее перед глазами, считается пратъякшей, но не сам видящий. Никто не хочет реализации, поскольку нет никого, кто не был бы реализован. Может ли кто-нибудь сказать, что он уже не реализован или что он далек от Себя (Я, А т м а н а)? Нет. Очевидно, все реализованы. Человека делает несчастным только желание упражнять сверхобычные силы [сиддхи]. Он знает, что не может так поступать, а потому хочет, чтобы Бог появился перед ним, даровал все Свои силы преданному, а Сам держался на заднем плане. Короче говоря, Бог должен отказаться от Своих сил в пользу человека.

П. Это верно, ибо махатмы, подобные