Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

священного пепла [вибхути] и рассыпал его в воздухе так, чтобы царь был вынужден закрыть глаза. При этом придворный закричал царю: "Победа [джай]" и приказал оркестру играть так, чтобы крики другого

272

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1938 года

273

П. Я прочёл много книг, но мой ум не поворачивается к А т м а н у.

М. Потому что А т м а н не в книгах, Он — в вас. Чтение книг делает человека образованным. Это цель чтения, и она достигнута.

П. Что такое Атма сакшаткара [Само-реализация]?

М. Вы — Атма [ Я ] и являетесь этим также здесь и сейчас [сакшат]. Где здесь место для становления [кара] этим? Этот вопрос показывает, что вы принимаете себя за не-Jf. Или вы думаете, что есть два "я", одно из которых должно осуществить другое. Это нелепость.

Этот вопрос появился, потому что вы отождествляете себя с грубым телом. Да, этот вопрос возникает сейчас. Но поднимается ли он, когда вы крепко спите? Разве вы тогда не существовали? Конечно, вы существовали в глубоком сне. Какова разница между этими двумя состояниями, приводящая к тому, что вопрос должен возникнуть сейчас, а не в глубоком сне? Сейчас вы думаете, что являетесь телом. Вы видите йещи вокруг себя и хотите увидеть А т м а н, Себя, подобным образом. Такова сила привычки. Чувства — лишь инструменты восприятия. Вы — тот, кто видит. Оставайтесь только этим видящим. Что ещё следует здесь увидеть? Таково состояние в глубоком сне. Поэтому этот вопрос тогда не возникает.

Атма сакшаткара [Само-реализация] есть, таким образом, только анатма нирасана (отбрасывание не-Я).

П. Существует только одно Я или есть много "я"?

М. Этот вопрос опять вызван путаницей, так как вы отождествляете тело с Собой. Вы думаете: «Здесь — я, здесь — "он", там — другой и т. д.». Вы находите много тел и думаете, что они являются многими "я". Но разве вы в глубоком сне спрашиваете: "Я сплю здесь, как много ещё тех, кто бодрствует?" А если речь о вопросах, то возникает ли вообще какой-нибудь вопрос? Почему он не возникает? Потому что вы тогда только одно (чистое) Я и нет множества "я".

П. В чём моя правда [таттва]?

М. Вы сами — таттва. Есть ли какой-то иной человек, чтобы узнать таттву другого? Как можете вы существовать отдельно от таттвы? Сам факт вашего существования побуждает вас задать этот вопрос. Сама ваша жизнь есть таттва. Сбросьте одежды этой таттвы и оставайтесь в своей сущностной природе. Все

Писания только и говорят вам не тратить свои усилия на не-истину — не-таттву. Отбросьте не-таттву. Тогда истина остаётся всегда безупречно сияющей