Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

счастливым в своей Вере в Всемогущего.

П. Является ли Само-исследование тем же самым, что и вышеупомянутая вера?

М. Само-исследование включает в себя всё — веру, преданность, джняну, йогу и остальное.

П. Иногда выясняется, что физическое тело не позволяет устойчиво медитировать. Следует ли для этой цели тренировать тело практикой йоги?

М. Всё зависит от самскар (предрасположенностей) человека. Один практикует хатха-йогу, чтобы излечить болезни тела, другой доверяет своё лечение Богу, третий использует для этой цели силу воли, а четвёртый может остаться вообще равнодушным к ним. Но каждый из четырёх будет упорствовать в медитации. Поиск Себя есть непременный фактор, а всё остальное носит вспомогательный характер.

Человек может овладеть философией Веданты и всё-таки оставаться неспособным контролировать свои мысли. Он может обладать предрасположенностью [пурва самскара], которая приведёт его к практике хатха-йоги. Он будет верить, что ум контролируется только йогой, а потому будет практиковать её.

П. Что больше всего подходит для получения благоприятных условий устойчивой медитации [дхьяна]?

М. Это зависит от предрасположенности [самскара] человека. Один может найти подходящей хатха-йогу, другой — нома джапу и т. д. Существенным моментом является атма-вигара — Самоисследование.

П. Достаточно ли, если я трачу некоторое время утром и какое-то время вечером для этой атма-вигары? Или я должен делать это всегда — скажем, даже когда я пишу или хожу?

302

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1938 года

303

М. Какова ваша истинная природа? Она в том, чтобы писать, прогуливаться или быть? Бытие — это единственная неизменяемая Реальность, и пока вы не осознали это состояние чистого Бытия, следует продолжать исследование. Если удалось утвердиться в нём, то дальше беспокоиться незачем.

Никто не будет исследовать источник мыслей, если они не возникают. Пока вы думаете: "Я хожу", "Я пишу", исследуйте, кто делает это.

Эти действия будут тем не менее продолжаться, когда кто-то твердо укрепится в А т м а н е. Разве человек всегда говорит: "Я человек, я человек, я человек" каждый момент своей жизни? Он не говорит так, и всё-таки все его действия продолжаются.

П. Необходимо ли интеллектуальное понимание Истины?

М. Да. В противном случае почему человеку не постичь Бога или Себя сразу, т. е. как только он скажет, что Бог — это всё или А т м а н — это всё? Отсутствие интеллектуального понимания демонстрирует некоторую нерешительность с его стороны.