Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

Бхагавад-Гита утверждает то же самое несколько иначе: "Мы были всегда вдвоём, а не только сейчас".

П. Разве Гуру не принимает конкретную форму?

М. Что означает конкретную? Вы задаёте этот вопрос, поскольку отождествляете своё бытие с телом. Выясните, являетесь ли вы телом.

Гита говорит: парам бхавам аджанантах [Бхагавад-Гита (IX, 11)] — те, кто не могут постичь трансцендентальную природу (Шри Кришны), — глупцы, обманутые неведением.

Учитель появляется, чтобы развеять то неведение. По словам Таюманавара, Учитель показывается как человек, чтобы развеять неведение человека, точно так же как какой-нибудь олень используется в качестве приманки для поимки дикого оленя. Учитель должен появиться в теле, чтобы искоренить нашу невежественную идею "Я-есть-тело".

399. Г-н Базе, бенгальский инженер, недавно прогёл "Мандукъя-карики" Гаудапады и "Индийскую философию" сэра С. Радхакриш-нана, а потому спросил следующее:

П. Есть ли действительная разница между опытом сновидения и состояния бодрствования?

М. Поскольку вы находите происходящее в сновидении мимолётным в сравнении с состоянием бодрствования, то и говорят о существовании различия. Это кажущееся, а не действительное различие.

108

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1937 года

109

П. Является ли состояние бодрствования независимым от существующих объектов?

М. В этом случае объекты должны существовать без того, кто их видит, другими словами, объект должен сам сказать вам, что он существует. Разве это так? Например, разве движущаяся перед вами корова говорит вам, что она движется? Или в действительности вы сами говорите: "Это корова движется"? Объекты существуют, потому что видящий обращает внимание на них.

П. Гаудапада в "Мандукья-кариках" говорит, что с точки зрения Абсолютной реальности между этими двумя состояниями нет разницы.

М. Конечно нет.

П. Я придаю очень большое значение тому, что Бхагаван также говорит это. Профессор Радхакришнан в своей "Индийской философии" пишет, что Шри Шанкара, комментируя "Брахма-Сутры", делает различие между этими двумя состояниями. Это действительно так? А если так, то в чём оно состоит? Как может иметься какое-либо различие с точки зрения Реальности? Пока ум существует в какой-то форме, будет и различие. Но с точки зрения А т м а н а, недвойственного Брахмана, может ли быть какое-либо различие?

М. Сновидение имеется для того, кто говорит, что он проснулся. Фактически бодрствование и сновидение равным образом нереальны с точки зрения Абсолюта.