Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

ниродха [контроль] бесполезен и не может быть непреходящим благом.

Как же тогда благо может быть сделано непреходящим? Нахождением причины страдания, которое вызвано восприятием объектов. Если их нет, то случайных мыслей не будет, и поэтому страдание устраняется. "Каким образом объекты прекратят существовать?" — это уже следующий вопрос. Шрути [Писания] и Мудрецы говорят, тго объекты — просто творения ума, не имеющие самостоятельного существования. Исследуйте этот вопрос и убедитесь в истинно-ли последнего утверждения. Результатом будет вывод, что объективный мир находится в субъективном сознании. Таким образом, А т м а н — единственная реальность, которая пронизывает мир, а гакже окутывает его. Ввиду отсутствия двойственности, мысли не возникнут и не нарушат ваш покой. Это есть Само-реализация. А т м а н вечен, и Его Реализация также вечна.

208

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1938 года

209

В ходе этого разговора Шри Бхагаван разъяснил некоторые пункты:

Абхьяса заключается в уходе внутрь Себя каждый раз, когда вы обеспокоены мыслью. Это не концентрация или разрушение ума, а уход внутрь Себя, в А т м а н.

Дхьяна, бхакти, джапа и т. д. помогают уйти от множественности мыслей. Преобладает единственная мысль, которая тоже в конце концов растворяется в А т м а н е.

Собеседник привёл цитату о том, что ум, лишённый идей, равносилен Реализации, и спрашивал, каково переживание в этом состоянии. Он сам зачитал отрывок из книги г-на Брайтона, в котором говорится, что это состояние неописуемо. Здесь уже был ответ. Он всё-таки отваживается утверждать, что оно должно напоминать взгляд через чистое стекло, в противоположность нынешнему переживанию, отвечающему взгляду в зеркало.

Шри Бхагаван сказал, что это тот случай, когда одно зеркало поставлено перед другим "чистым" зеркалом, а, значит, никакие отражения не возникают.

2 мая

486. Г-н Ганапатрам: Как мне найти "Кто я?"

М. Есть ли два "я", чтобы одно могло искать другое?

П. Истинная природа (Я, А т м а н) должна быть только одной, состоящей из двух аспектов: "Я" и санкалъпы (т. е. мыслящего и мысли).

Через некоторое время он продолжил: Пожалуйста, скажите, как мне познать "Я". Должен ли я выполнять джапу "Кто я?"

М. Никакая джапа подобного рода не нужна.

П. Должен ли я думать "Кто я?"

М. Вы уже знаете, как бьёт ключом "я"-мысль. Прилепитесь к ней и найдите её источник [мула].

П. Могу я узнать путь к этой цели?

М. Следуйте только что услышанному — и увидите.

П. Я не понимаю, что надо делать.

М. Если есть