Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

только в рассеянном, т. е. искусственном, свете, а не в ослепительном блеске или в кромешной тьме, так и картины мира могут восприниматься лишь в рассеянном свете, т. е. отражённом свете А т м а н а, через темноту авидьи (неведения). Мир нельзя увидеть ни в чистом неведении, как в глубоком сне, ни в чистом свете, как в Само-реализации. Авидья — это причина множественности.

Инженер сказал, гто он понял это лишь интеллектуально.

М. Потому что в данное время интеллект держит вас, т. е. в состоянии бодрствования вы находитесь в тисках интеллекта, когда обсуждаете эти вопросы.

(Позднее Шри Бхагаван добавил, гто Милость необходима для Реализации.)

1 "Аннамалай! Трансцендентальное Единство, Что есть Глаз, превосходящий глаз ума, который познаёт зрение и другие чувства, который, в свою очередь, освещает Небо и все другие элементы, Что есть Небо Духа, в котором появляется небо ума, Что сияет внутри Сердца,

совершенно свободного от любой мысли, И с фиксированным внутрь взглядом пребывает как ТО, Аннамалай, свечение лучезарного Я. Но Милость необходима больше всего. Поэтому будь предан истинному Я И придёшь к Блаженству". См. [5; 8, с. 189].

2 При переходе из глубокого сна в сновидение или бодрствование.

3 При переходе из бодрствования или сновидения в глубокий сон.

Инженер спросил, как нужно обретать Милость. М. Милость есть А т м а н. Она не проявляется, поскольку доминирует неведение. Она станет проявленной, если будет вера

[шраддха].

Шраддха [вера], Милость, Свет, Дух — все они являются синонимами Атмана (Истинной природы, Л).

5 апреля

382. Джентльмен, спокойный, говорящий на телугу, изугавший философию, спросил Шри Бхагавана о манолайе. Шри Бхагаван сказал, гто всё содержится в Упадеша Сарам, экземпляр которой этот посетитель держал в руках.

П. Что такое ум?

М. Поймите, чем он является.

П. Он сделан из мыслей и их видоизменений [санкалъпа ви-кальпатмака].

М. Чьей мысли [санкалъпа}?

П. Санкалъпа - это природа ума.

М. Из чего состоит эта санкалъпа (мысль)?

П. Из внешностей.

М. Именно так. И она является вашей природой?

П. Она — природа ума.

М, Что есть ваша природа?

П. Свет Чистого Сознания [шуддха гайтанъя].

М. Тогда почему вы беспокоитесь о мысли [санкальпа] и всём

остальном?

П. Ум считается изменчивым и неустойчивым [гангала и аст-

хира].

М. Там же1 сказано, что ум необходимо обратить вовнутрь и заставить погрузиться в А т м а н; что эта практика должна быть длительной, поскольку она движется медленно, и должна продолжаться, пока ум полностью не погрузится в