Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

Человек должен непосредственно видеть этого видящего и осознать А т м а н, Себя.

П. Таким образом, это равнозначно синтезированию феноменов и обнаружению за ними единой Реальности.

М. Почему вы всё ещё принимаете во внимание феномены? Смотрите, кто есть видящий. Синтез означает вовлечение ума в другие занятия. Он не является путём к Реализации.

П. Я хочу устранить не-Я так, чтобы А т м а н мог быть реализован, осознан. Как мне сделать это? Каковы характерные черты не-Я?

М. Имеется человек, который говорит, что не-Я следует устранить. Кто он?

П. Я означаю этого человека. Когда я путешествую из Калькутты в Мадрас, то должен знать о Мадрасе настолько, чтобы не сойти по незнанию на какой-нибудь промежуточной станции.

' Ритуальное бритьё головы и лица.

Имеются вывески и расписание движения поездов, чтобы вести меня в путешествии. Но кто является проводником в моём поиске Истинной Природы, Себя?

М. С путешествием всё в порядке. Вы знаете, как далеко находитесь от Мадраса. Но можете ли вы сказать, как далеко вы находитесь от А т м а н а, для того чтобы вам следовало искать Его?

П. Я не знаю.

М. Разве вы когда-нибудь отделялись от Себя? И возможно ли быть отделённым? Разве все эти феномены не чужды вам и А т м а н не самый близкий? Куда вам следует идти, чтобы достичь Себя?

П. Сейчас я далеко от А т м а н а. Я должен вернуться, чтобы вновь обрести Его.

М. И как далеко? Кто говорит, что Он — в стороне? Могут ли здесь быть два "Я"?

П. Говорят, что индивидуумы — это видоизменения А т м а н а, совсем как украшения, сделанные из золота.

М. Когда человек говорит об украшениях, игнорируя их сущность — золото, то ему сообщают, что они — золото. Но здесь — человек является сознанием и считает себя его видоизменением. Разве вы остаётесь отдельным от Я, чтобы говорить о себе как Его модификации?

П. Разве нельзя представить золото, которое само говорит, что стало украшением?

М. Будучи неодушевлённым, оно так не говорит. Но личность одушевлена и не может действовать отдельно от сознания. Истинная Природа, А т м а н — это Чистое Сознание. Тем не менее человек отождествляет себя с телом, которое само по себе не одушевлено и самопроизвольно не скажет: "Я — тело". Кто же ещё может сказать это? Поддельное "Я", "я", возникает между Чистым Сознанием и неодушевлённым телом и воображает себя ограниченным этим телом. Ищите это "я", и оно исчезнет, как призрак. Этот призрак есть эго, или ум, или индивидуальность.

Все шастры опираются на появление этого призрака, чьё устранение является