Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

преобладало, когда я находился в склепе Патала Линга, продолжается непрерывно, с той только разницей, что там тело оставалось неподвижным, а сейчас оно активно.

Нет разницы между джняни и аджняни в их поведении. Различие лежит только в углах зрения. Невежественный человек отождествляет себя с эго и ошибочно принимает его активность за деятельность А т м а н а, Я, тогда как эго джняни утрачено, и он не ограничивает себя этим или тем телом, этим или тем событием и т. д.

Есть действие в кажущемся бездействии, а также бездействие в кажущемся действии, как это видно из следующих примеров:

314

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1939 года

315

1. Ребенка накормили, когда он спал. Проснувшись на следу

ющее утро, он отрицает, что кушал. Здесь случай бездействия при

кажущемся действии. Ведь хотя мать видела его кушающим, сам

ребёнок этого не сознавал.

2. Возница спит на телеге, когда она медленно едет по дороге

ночью, и всё-таки он достигает места назначения и утверждает,

что правил телегой. Это случай действия при кажущемся бездей

ствии.

3. Человек выглядит слушающим какую-то историю, он кивает

головой рассказчику, но при этом его ум направлен в другую сто

рону и в действительности никто за рассказом не следит.

4. Два друга спят рядом. Одному из них снится, что они оба

путешествуют вокруг земного шара и имеют много различных впе

чатлений. После пробуждения этот спящий рассказывает второ

му, что они оба объехали вокруг земли. Другой воспринимает этот

рассказ с усмешкой.

Г-жа Бейтман возразила, что сновидение и глубокий сон её совершенно не привлекают. Её спросили, почему она тогда заботится о своей постели, если не добивается глубокого сна.

Она ответила, что это делается для отдыха утомленных конечностей, скорее ради состояния само-опьянения. "Состояние глубокого сна является в действительности тупым, в то время как состояние бодрствования полно прекрасных и интересных вещей".

М. То, что вы считаете наполненным прекрасными и интересными вещами, согласно мудрецам является на самом деле глупым и невежественным состоянием сна:

Я ниша сарва бхутанам тасъям джаграти самьями.

"То, что ночь для всех существ, есть бодрствование для сдерживающего свои мысли"1.

Вы должны полностью пробудиться от сна, который теперь держит вас.

18 января

608. Г-жа Хик Риддинг написала два вопроса на листке бумаги и спросила Шри Бхагавана, являются ли её интерпретации правильными.

1 Бхагавад-Гита (II, 69). См. [13, с. 166].

М. А т м а н за пределами неведения