Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

В чём тогда смысл, написанного мною в записке? Он выглядит противоречивым.

М. Это не так. (Последнее) утверждение понято неправильно.

Если искатель знает Учителя как Я, то он нигде не видит двойственности и, следовательно, счастлив, а потому никакие вопросы для него не возникают.

Но искатель не доводит истину этого утверждения до плодов на практике. Причина тому — его неведение. Это неведение, однако, нереально. Требуется Учитель, чтобы пробудить искателя от дремоты неведения, и поэтому Учитель использует эти слова для того, чтобы сделать Реальность ясной для других.

1 См. Бхагавад-Гита (IV, 5).

324

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1939 года

325

Единственно важно только то, что вы ищете Себя, Я. Это может быть сделано, где бы вы ни находились. А т м а н должен быть найден внутри, и поиск должен быть настойчивым. Если Я осознано, то нет необходимости оставаться в физической близости Учителя.

(Первое) "утверждение" (о помощи Учителя в достижении Самореализации) предназначено для тех, кто не может найти Себя, оставаясь там, где они находятся.

Г-н Уорд Джексон: Трудность этой дамы реальна, и я симпатизирую ей. Она говорит: "Если мы можем видеть А т м а н внутри себя, то почему должны проходить весь этот путь, чтобы увидеть Его? Мы думали о Нём так долго, и единственно правильно, что мы прибыли сюда. Или тогда нет необходимости делать это?"

М. Вы сделали хорошо, что приехали. "Ишваро гуруратмети" (А т м а н есть Бог и Гуру). Человек ищет счастье и узнаёт, что только Бог может сделать его счастливым. Он молится Богу и почитает Его. Бог слышит его молитвы и отвечает, появляясь в человеческой форме как Учитель, для того чтобы говорить языком преданного и побудить его понять Реальность. Учитель есть, таким образом, Бог, проявленный в человеческом существе. Он предоставляет Своё переживание так, чтобы искатель мог также достичь его. Его опыт — неуклонное пребывание А т м а н о м. А т м а н внутри. Бог, Учитель и А т м а н являются поэтому внешне видимыми стадиями в Реализации Истины. У вас были сомнения при чтении книг. Вы пришли сюда для того, чтобы они рассеялись. И это правильно.

Г-жа X. Р.: Я понимаю, что А т м а н является Учителем и должен искаться внутри. Поэтому я могу делать это там, где живу.

М. Такое понимание является лишь теоретическим. Когда оно проводится в практику, возникают трудности и сомнения. Если вы можете чувствовать присутствие Учителя там, где находитесь, то ваши сомнения легко преодолеваются, ибо задача Учителя и состоит в удалении