Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

усилие не требуется.

П. Разве в джапе нет необходимости?

М. А разве дхъяна это не речь [вак]? Зачем ей нужна джапа? Если дхъяна завоёвана, то нет необходимости в чём-либо ещё.

П. Но разве обет молчания не является полезным?

М. Обет есть только обет. Он может помочь дхъяне в некоторой степени. Но бесполезно держать рот закрытым и позволять уму буйствовать. Если ум занят дхьяной, то зачем нужна речь?

Ничего нет более полезного, чем дхъяна. Должен ли человек приниматься за действие с обетом молчания, в чём польза этого обета?

П. Что такое джняна-марга?

М. Я так давно говорю об этом. Что такое джняна? Джняна означает осознание Истины. Это выполняется дхъяной. Дхъяна помогает вам держаться Истины, чтобы исключить все мысли.

П. Почему упоминают так много богов?

М. Тело только одно. Однако как много функций оно выполняет! Источник всех функций только один. То же самое можно сказать и о богах.

П. Почему человек переживает беды и страдание?

М. Страдание вызвано разнообразными мыслями. Если мысли объединены и сосредоточены на единственной теме, то страдания нет, а результат — счастье. После этого даже мысль: "Я делаю что-то" отсутствует; не будет также и интереса к плодам действия.

372. П. Волосы дыбом, рыдающий голос, слёзы радости и т. п. упоминаются в Атма Видъя Виласа и других работах. Они обнаруживаются в самадхи или раньше, или позднее?

М. Все они являются симптомами чрезвычайно тонких форм видоизменений ума [вритти]. Без двойственности они оставаться не могут. Самадхи — это совершенный Покой, где эти проявления не могут найти место. После выхода из самадхи память об этом состоянии и вызывает эти симптомы. На Пути преданности [бхак-ти-марга] они служат предшественниками самадхи.

П. И они не являются такими на пути джняны?

М. Могут быть. В этом отношении нет определённости. Всё зависит от природы индивидуума. Если индивидуальность полностью утрачена, то они появиться не могут. Если же присутствует даже её малейший след, то эти симптомы становятся проявленными. Манникавасагар и другие святые говорили об этих симптомах. Они говорили, что слёзы обрушиваются непроизвольно и неудержимо. Они не в состоянии подавить слёзы, хотя и сознают их присутствие. У меня было такое же переживание, когда я жил в пещере Вирупакша.

П. Состояние глубокого сна называют опытом Блаженства, но всё-таки при воспоминании о нём волосы не встают дыбом. Почему они ведут себя так, если вспоминается состояние самадхи?

М. Самадхи означает сон в состоянии бодрствования [джаг-рат