Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

подразумевающее действительное существование зависимости. Не существует зависимости, а следовательно, нет также и мукти.

П. Шастры говорят о мукти и его градациях.

М. Шастры не предназначены для мудрых, поскольку те не нуждаются в них; невежественный не хочет их. Только стремящиеся к Освобождению [мумукшу] ищут шастры. Это означает, что шастры не нужны ни для мудрости, ни для неведения.

П. Говорят, что Васиштха был дживанмукта, тогда как Джа-нака был видехамукта.

М. Зачем говорить о Васиштхе или Джанаке? Что можно сказать о вас?

Сегодня было много новых посетителей. Двое из них говорили о Ганапати Муни в присутствии Шри Бхагавана.

Шри Бхагаван вставил в их разговор несколько слов: Некоторые говорят, что джняна и упасана — два крыла, с которыми летят к мукти. Что такое джнянаЗ Что такое упасана? Джняна всегда присутствует. Она является также и окончательной целью. Когда предпринято усилие, это усилие именуется упасана; когда усилие отсутствует, это есть джняна, которая суть то же, что и мукти.

После небольшой дискуссии со своим собеседником один из посетителей сказал: Некоторая Высшая Сила должна помогать нам стряхнуть внешности.

Шри Бхагаван сказал: Кто видит эти внешности? Разве эти внешности говорят о своём существовании? Если это так, то пусть этот мир скажет, что он существует.

Кроме того, если мир является проекцией внутреннего, то необходимо признать, что он проецируется одновременно с "я"-мыслью.

62

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1937 года

63

Так или иначе, но "Я " — фундаментальная основа, с познанием которой всё остальное будет познано.

Другой собеседник сказал, гто Ганапати Муни чacmo говорил, гто может достигъ даже Индра-локи и сказать, гто делает Инд-ра, но не может идти вовнутрь и найти "Я".

Шри Бхагаван добавил, что Ганапати Муни бывало говорил, что легко двигаться вперёд, но невозможно двигаться обратно.

После этого Шри Бхагаван заметил: Как бы далеко человек ни ушёл, он существует там. Откуда возьмётся движение обратно? Та же самая истина содержится в мантре из Иша Ипанишады.

Отвегая на вопрос, как Ганапати Муни стал вдохновенным поэтом [аси кави], Шри Бхагаван сказал: Говорят, что когда он выполнял тапас, появился Шива и дал ему выпить молока или мёда. После этого он и стал аси кави.

20 февраля

363. Европеец, состоящий на гражданской службе, г-н Додвелл, заместитель министра финансов в правительстве Мадраса, прибыл со своей женой в гас дня и оставался в Холле где-то до 15.30. Эта дама спросила: Духовные