Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

ли тело мудреца само раствориться в свете или исчезнуть

из поля зрения каким-либо иным способом? Может ли он быть

освобождённым, хотя его тело оставлено позади, словно труп?"

Их вопросы бесконечны. Зачем так тревожиться? Разве Освобождение состоит в познании этих вещей?

Поэтому я говорю им: "Оставьте Освобождение в покое. Есть ли зависимость? Познайте это. Сначала и прежде всего познайте себя".

579. М. Аварана (сокрытие) не прячет индивидуальную душу

(дживу) полностью; джива знает, что она есть; она лишь не знает,

кем является. Она видит мир, но не сознаёт, что мир есть только

Брахман. Мир — это свет в темноте (или знание в неведении).

В кинотеатре сначала темно, а потом на экран подаётся искусственный свет, в котором только и можно проецировать кадры кинокартины.

Для того чтобы отличить одно от другого, необходим, таким образом, отражённый свет. Спящий видит сон, он внутри сна: только в темноте или неведении сна может он увидеть нереальные объекты сновидения.

Подобно этому, темнота неведения служит источником познания ощущений мира.

аджняна

Неведение

Темнота

аварана

вуализация, окутывание, сокрытие

Это сокрытие — характеристика неведения; это не А т м а н; оно никак не может воздействовать на А т м а н; оно только может окутывать дживу. Эго не имеет сознания; соединённое со светом А т м а н а, эго называется дживой. Но эго и свет (А т м а н а) нельзя увидеть отдельно друг от друга; они всегда связаны вместе. Этот смешанный продукт — джива, корень всей дифференциа-

ции, всех различий. Всё это говорится, чтобы удовлетворить спрашивающих

сахасрара

(череп) Земля = эго кантхам

(горло)

Эфир = джняна хридайя

(сердце)

Воздух = Ум набхи

(пупок) Свет = Интеллект мула

(солнечное

сплетение)

Вода = Память

Таково представление тонкого тела. Чувства и другие органы действуют отдельно, в то время как внутренние органы и жизненные энергии могут действовать только в унисон. Следовательно, первые являются вьяш-ти (индивидуалистическими), а последние — самашти (коллективными).

Ни джива не является независимой от Ишвары, ни неведение — от майи. Только пробуждаясь от сна, человек воспринимает тело и мир, но не в глубоком сне. На основе нынешнего знания (в бодрствующем состоянии) он понимает, что оставался в глубоком сне тоже. Следовательно, в таком сне джива должна была находиться в чистом состоянии, в котором тело и этот мир не воспринимаются.

П. Разве джива — это не отражённый свет, "я"-мысль?

М. Джива