Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

очень сияющим [пракаршена дип-та], то Оно воссияет над остальным. Поэтому кажется необходимым сделать Его более ярким.

М. Как такое может быть? Атма [А т м а н, Я] не может быть тусклой в один момент и сверкающей в другой. ОНА неизменна и единообразна.

П. Но Чудала говорит Сикхидхвадже, что просто помогла "подрезать фитиль в его лампе". •

М. Это относится к нидидхьясане, непрерываемому созерцанию.

Посредством шраваны, слушания Истины от Учителя, восходит Знание. Это — пламя.

Посредством мананы, глубокого размышления над услышанной Истиной, Знанию не позволяется исчезнуть. Как пламя прикрывают от ветра, так и посторонним мыслям не разрешается пересилить правильное знание.

В процессе нидидхьясаны пламя поддерживается ярко горящим "подрезанием фитиля". Когда бы мешающие мысли ни возникали, ум обращён вовнутрь к свету истинного знания.

364

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1939 года

365

Если такое созерцание становится естественным, то это самадхи. Исследование "Кто я?" — это шравана. Установление истинного смысла "Я" — это манат. Практическое использование в каждом случае — нидидхъясана. Пребывать истинным "Я", переживать Я — это самадхи.

П. Хотя мы так часто и постоянно слышали это учение, тем не менее мы не в состоянии успешно его практиковать; должно быть, из-за слабости ума. Возможно ли, что возраст является препятствием?

М. Ум обычно называют сильным, если он может усердно думать. Но здесь ум силён, если свободен от мыслей. Йогины говорят, что Реализация может произойти только до 30-летнего возраста, но к тем, кто следует пути Знания, это не относится, ибо джняна не перестаёт существовать с возрастом.

Это правда, что в Йога-Васиштхе Васиштха говорит Раме (в главе "Вайрагья Пракарана"): "Ты обладаешь этим бесстрастием в молодости. Это замечательно". Но он не сказал, что джняну нельзя иметь в старости. Старость — не помеха для джняны.

Духовный практик [садхак] должен оставаться как А т м а н. Если он не может делать это, то должен установить истинный смысл слова "Я" и постоянно возвращаться к нему, когда бы ни поднимались другие мысли. Это — практика.

Некоторые говорят, что необходимо прежде всего познать ТО [Тате]1, поскольку идея мира постоянно возникает, чтобы отклонять ум (от Я). Если сначала познана Реальность, находящаяся за ним, то ОНА будет признана Брахманом. "Ты" [Твам] понимается позже. Это — джива. В конечном счёте будет достигнуто единство обоих [дживабрахмайкья].

Но зачем всё это? Может ли этот мир существовать