Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

привлекала его, потому чmo помогала концентрации.

Шри Бхагаван: Нет кармы без делателя [карта]. При поиске делателя он исчезает. Где тогда карма?

(Г-н Д. добивался практигеской инструкции.)

М. Ищите делателя [карта}. Это и есть практика.

Г-жа Д. сказала, чmo её восприятие Себя прерывается, и захотела узнать, как постоянно удерживать это чucmoe сознание.

М. Оно перебивается мыслями. Вы не можете воспринять перерывы, пока не подумаете о них. Это только мысль. Повторяйте старую практику вопрошания: "Для кого возникают мысли?" Продолжайте эту практику до тех пор, пока не достигнете непрерывного состояния восприятия Себя. Только практика вызовет постоянство чистого сознания.

17 февраля

629. Сегодня день (Маха) Шиваратри1. Шри Бхагаван вегером све

тился Милостью. Один духовный практик [садхака] задал следующий

вопрос. Само-исследование, по-видимому, приводит к тонкому телу

[ативахика шарирам, или пуриаштакам, или дживатма]. Я прав?

М. Все они являются разными именами одного и того же состояния, но используются согласно различным точкам зрения. Со временем восьмеричное тонкое тело [пуриаштакам] исчезнет и останется только Единое [Эка].

Лишь познание форм ума [вритти джняна] может разрушить аджняну (неведение). Абсолютная джняна не враждебна аджняне.

Есть два вида вритти (форм ума): 1) вишайя вритти (объективная) и 2) атма вритти (субъективная). Первая форма должна уступить место второй. В этом цель практики [абхьяса], которая сначала приводит к пуриаштакам, а затем к Единому Я.

630. В ходе разговора один из преданных сказал:

Шивапракашам Пиллай, такой хороший человек, такой

пылкий преданный и давнишний ученик, написал стихотворение,

1 Всеиндийский праздник "Великая ночь Шивы". См. [5; 8, с. 157], а также с. 467 настоящего издания.

348

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1939 года

349

в котором говорит, что не может результативно практиковать наставления Шри Бхагавана. Что же тогда остаётся делать множеству других?

М. Шри Ачарья (Ади Шанкара) тоже говорит нечто подобное, когда сочиняет песни в похвалу какого-либо божества. Как иначе можно восхвалять Бога?

(Говоря это, Шри Бхагаван улыбался.)

631. Тот же садхака повторил свой вопрос другим способом:

Само-исследование, как представляется, ведёт к ативахике,

пуриаштакам или дживатме. Это правильно?

М. Да. Все они именуются "шарира" (тело или обитель, город или человек, пури или джива, в соответствии с взглядами). Они являются одним и тем же.

Самопознание [вритти-джнянам] обычно связано с объективными