Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

Единое сияет одно, без другого.

П. Существует ли поглощение слога ОМ [Омкара]?

М. ОМ — это вечная истина. То, что остаётся после исчезновения предметов есть ОМ, который не сливается ни с чем. Это Состояние, о котором сказано: "Где не видят ничего другого,

не слышат ничего другого, не познают ничего иного — это Совершенство" (Ятра нанъят пашьяти, наньят шруноти, наньят виджанати са бхума1). Все медитации [упасаны] направлены на достижение этого состояния. Не следует прилипать к упасанам, необходимо вопрошать: "Кто я?" и найти Себя.

П. Дома мне нет радости. В семье больше делать нечего, ибо я закончил всё, что должен был сделать. Сейчас там мои внуки и внучки. Могу ли я оставаться в доме или должен покинуть его и уйти?

М. Вам следует оставаться именно там, где вы находитесь сейчас. Но где вы сейчас? Вы в доме или дом в вас? Существует ли какой-нибудь дом отдельно от вас? Если вы закрепитесь в своём собственном месте, то увидите, что все вещи погружены в вас и тогда не будет причины для таких вопросов, как эти.

П. Да. Тогда похоже на то, что я мог бы оставаться дома.

М. Вы должны оставаться в своём подлинном состоянии.

635. Один джентльмен из Хоспета, штат Андхра-Прадеш,

вернулся из паломнигества в Кайлас, Амарнатх и т. д. Он опи

сывал, как красивы эти места и каким трудным было путеше

ствие, В конце концов он попросил гего-нибудъ, что напомнило бы

ему о Махарши, имея в виду какое-либо наставление.

М. Вы были на Кайласе и в других местах. А были ли вы в Муктинатхе?

П. Нет. Это путешествие оказалось слишком трудным для меня. Но я всё-таки посетил Непал. Вы были там?

М. Нет, нет. Я упомянул Муктинатх случайно.

Затем Шри Бхагаван заметил: Посетить Кайлас и вернуться — это всё равно, что заново родиться, потому что там идея тела, отождествления с телом, отпадает.

636. Г-жа Келли Хак спросила, можно ли состояния сновидений

и бодрствования вообразить поездками из естественного состоя

ния А т м а н а.

М. Для поездок должно быть место, которое также должно лежать вне человека. Это невозможно в истинной природе А т м а н а.

П. Но я имела в виду, что так можно себе представить.

Чхандогья упанишада (VII.24.1). См. [15].

352

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1939 года

353

М. Так же хорошо можно представить и истинную природу А т м а н а.

П. Пример экрана очень хорош.

М. Киноэкран не имеет сознания, а потому требует сознательного наблюдателя, тогда как "экран" А т м а н а, Я, включает в себя наблюдателя и наблюдаемое — скорее, он полон света.

Кинокадры нельзя увидеть без