Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

и есть пять чувств, допускающих некое шестое, чтобы контролировать их? Есть Сила, действующая посредством этих чувств. Как вы можете отрицать существование такой Силы? Разве вы отрицаете своё существование? Разве вы не остаётесь существовать даже в глубоком сне, где тело не воспринимается? То же самое "Я" продолжает присутствовать сейчас; поэтому мы допускаем наше существование, имеется тело или его нет. Чувства работают периодически. Их работа имеет начало и конец. Должен присутствовать некий субстрат, от которого зависят их активности. Откуда они появляются и куда погружаются? Должен быть единственный субстрат. Скажете ли вы, что это единственное целое не воспринимается, всё равно это означает признание его единственности, ибо вы говорите, что нет никого другого, чтобы познать его.

Все эти дискуссии нужны только для того, чтобы избавиться от неведения. Когда это сделано, всё станет ясным. Имеет значение компетентность, или зрелость.

П. Не может ли Милость ускорить развитие такой способности в искателе?

М. Оставьте всё это Богу. Безоговорочно отдайтесь Ему. Нужно сделать одно из двух: или отдать себя, признав свою слабость и потребность в Высшей Силе, помогающей вам, или исследовать причину страдания, идя к Источнику и погружаясь в А т м а н. В любом случае вы освободитесь от страдания. Бог никогда

68

Беседы с Шри Раманой Махарши

Беседы 1937 года

69

не покидает человека, полностью отдавшего себя. Мамекам шаранам враджа1.

П. И какова направленность ума после отдачи?

М. Разве покорившийся ум задаст такой вопрос? (Смеётся.)

364. Профессор из Неллора спросил о вишварупа даршане [Бог, видимый как вселенная].

М. Вишватма даршана есть вишварупа даршана, т. е. вселенское Я, или космическое Я, есть космос. Шри Кришна начинает разговор в главе II (Бхагавад-Гиты), говоря: "У меня нет формы", В главе XI Он говорит: " Рассматривай мою форму как эту вселенную"2. Согласуются ли эти высказывания? И опять Он говорит: "Я превосхожу три мира", но Арджуна видит эти три мира в Нём. Шри Кришна говорит: "Я не могу быть видим людьми, богами и т. д."3, тем не менее Арджуна видит себя и богов в Нём. Никто не мог увидеть, и всё-таки Арджуна был одарён божественным зрением, чтобы видеть Его. Разве это не выглядит лабиринтом противоречий?

Ответ состоит в том, что такое понимание ошибочно. Стхула дришти [грубое видение] на физическом плане является абсурдом. Необходимо тонкое понимание [джняна дришти]. Вот почему Арджуне было даровано божественное зрение [дивья гакшух].