Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

Махарши выразил и Учение и

практику. См. [5, с. 187 - 189].

2 Далее следует текст, написанный составителем "Бесед" Мунагала Вен-

катарамайей.

3 Нанданар — преданный Шивы, который вошёл в храм в Чидамбараме

(знаменитый храм танцующего Шивы) и исчез, погрузившись, таким обра

зом, в Шиву.

4 "Познание А т м а н а — лёгкая вещь,

Легчайшая вещь из существующих.

Истинное Я — нечто вечно реальное даже для наиболее ординарных людей.

И плод нелли в руке, можно сказать, иллюзия в сравнении с Ним".

80

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1937 года

81

зация является первичной и единственной обязанностью человека.

П. Как искоренить эту "я"-мысль?

М. Если её источник найден, то она не поднимается и, таким образом, она растворена.

П. Где и как найти её?

М. Фактически именно сознание даёт возможность индивидуумам действовать различными способами. Чистое сознание есть А т м а н, Я. Всё, что требуется для осознания Себя, это "Быть спокойным".

П. Что может быть легче этого?

М. Поэтому Атма Видью достичь легче всего.

380. Один европейский джентльмен спросил: Как бы Вы ответили на вопрос: "Кто Вы?"

М. Задайте вопрос себе: "Кто я?".

П. Пожалуйста, скажите мне, как вы нашли ответ на него, Я не способен найти его сам. ("Я" — это результирующая биологических сил. Ответ заканчивается тишиной. Я хочу знать, как Учитель находит его.)

М. Разве ответ находится только логикой? Лишь научный анализ обязан своим существованием интеллекту.

П. Согласно Д. К. Бозе, природа не делает никаких различий между червём и человеком.

М. Что такое природа?

П. Она есть то, что существует.

М. Как вы понимаете существование?

П. Моими чувствами.

М. "Моё" подразумевает ваше существование. Но вы говорите о существовании других. Вы сами должны существовать, чтобы говорить "мои чувства". Не может быть никакого "моё" без "Я".

П. Я — бедное создание. Я пришёл спросить Вас, Великого Учителя, кем вы являетесь, что есть это существование. С моей точки зрения, в слове существование нет особого значения. Он существует, я существую, и другие существуют. Что из этого?

М. Допуская чьё-либо существование, вы доказываете собственное существование. "Существование есть ваша природа"1.

1 Шри Бхагаван цитирует свою работу "Суть Наставления (Упадеша Сарам)", стих 23. См. [5; 8, с. 134].

П. Нет ничего странного в любом существовании.

М. Вы знаете чужие существования вернее, чем своё собственное? Каким образом?

П. Что нового в чьём-либо существовании? Я беру вашу книгу и читаю там, что единственный вопрос, на который человек