Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

и не пересиливает его, потому что он всегда переживает А т м а н а, Себя, как Сат-Чит-Ананду, Бытие-Сознание-Блаженство. Незначительная склонность к удовольствию [бхоктритва васана] — единственный след ума, остающийся у джняни, и поэтому он производит впечатление живущего в теле.

Это объяснение, когда оно применяется к мантре1, означает следующее: У джняни его собственное причинное тело [карана шарира] разрушено, а грубое тело [стхула шарира] на него не влияет и для всех практических целей тоже разрушено. Остаётся только тонкое тело [сукиша шарира], иначе называемое ативахика шарира, которое удерживают все люди после того, как покинуто физическое тело. И в этом теле они переходят в другие миры [локи], пока не возьмут себе другое подходящее физическое тело. Предполагается, что джняни идёт в Брахмалоку с этим тонким телом [сукшма шарира]. Потом оно также растворяется и для него наступает окончательное Освобождение.

Все это объяснение предназначено только для внешнего наблюдателя. Джняни сам никогда не поднимет такие вопросы. Он знает по собственному опыту, что не ограничен никакими рамками.

П. Что такое "окончательное освобождение", упомянутое в предыдущем объяснении?

М. Ативахика, или сукшма шарира, соответствует чистому свету, который человек переживает сразу после глубокого сна и перед подъёмом эго. Это Космическое Сознание. Оно — лишь Свет,

1 Речь идёт о тексте из Упатшад "На кармана...".

отражённый от Сердца. Когда такое отражение прекращается и пребывает как Первоначальный Свет в Сердце, это и есть окончательное освобождение.

П. Но Йога-Васиштха говорит, что ум [гитта] освобождённого при жизни (дживанмукты) является неизменным [агала].

М. Это так. Неизменный ум [агала гитта] - это то же самое, что чистый ум [шуддха манас]. Говорят, что ум джняни является шуддха манасом. Иога-Васиштха также говорит, что Брахман есть не что иное, как ум джняни. Поэтому Брахман есть лишь чистый ум [шуддха манас].

П. Будет ли описание Брахмана как Сат-Чит-Ананды соответствовать этому чистому уму [шуддха манас]? Ведь он тоже должен быть разрушен при окончательном освобождении.

М. Если существование чистого ума признано, то Блаженство [Ананда], переживаемое джняни, должно быть также признано как отражённое. Это отражение должно окончательно погрузиться в Первоначальное. Следовательно, состояние дживанмукты сравнимо с отражением одного незапятнанного зеркала в другом подобном зеркале. Что будет обнаружено в таком отражении? Чистый Эфир [акаша]. Подобно