Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

от солнечного света, но если её поместить под линзу, то она воспламенится и будет сожжена лучами солнца, проходящими через линзу. Поэтому действительно, хотя чистое сознание Я всегда присутствует, оно не враждебно неведению. Если с помощью практики медитации тонкое состояние мысли, обращённой вовнутрь, завоёвано, то тогда неведение разрушено. Также и Вивекагудамани утверждает: атива сукшмам параматма тат-твам на стхола дриштъя (исключительно тонкое Высочайшее Я нельзя увидеть грубым глазом) и еша свайям джьётирашеша сак-ши (Оно, Я, сияет Само по Себе и наблюдает за всем)1.

Это тонкое состояние ума не есть его видоизменение, именуемое вритти. Ведь умственные состояния бывают двух видов. Один вид — естественное состояние, другой — превращение в формы объектов. Первое — это Истина, а второе соответствует делателю [картрутантра]. Когда последний, делатель, погибает, как очищающая воду ореховая паста [джале катака ренуват], тогда первое, Истина, остаётся навсегда.

Средством для достижения этого является медитация. Хотя она происходит с триадой [трипути] познающий-познание-познава-емое, но в конечном счёте завершится в чистом сознании [джня-нам]. Медитация требует усилия; джнянам существует без усилия. Медитация может быть сделана или не сделана, или неправильно сделана, но джнянам не таково. Медитация описывается как принадлежащая делателю [картру-тантра], тогда как джнянам принадлежит Высочайшему [васту-тантра].

7 февраля

625. Мисс Мерстон, посетительница из Англии: Я прочитала работу "Кто я?". При запросе: «Кто есть это "я"?» я не могу удержать это исследование хоть какое-то время. Кроме того, у меня нет интереса к своему окружению, но я всё-таки надеюсь, что найду некоторый интерес в жизни.

'См. также [5; 8, с. 285].

344

Беседы с Шри Раманой Махарши

Беседы 1939 года

345

М. Если нет интереса, то это хорошо.

(Устный треводгик замегает, что собеседница надеется найти некоторый интерес в жизни.)

М. Это означает, что существуют склонности [васаны], направленные к этому миру. Спящий видит сон. Ему снится мир с удовольствиями, страданиями и т. д. Но он просыпается и тогда теряет весь интерес к миру сновидения. То же самое происходит и с миром бодрствования. Как мир сновидений, будучи только вашей частью, частью, не отличной от вас, перестаёт интересовать вас, так и нынешний мир перестанет интересовать вас, если вы пробудитесь от этого сна бодрствования (сансары) и осознаете, что он является частью вашего "я", а не объективной реальностью. Когда вы думаете,