Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

что он — непреклонный джняни. Никто не должен обманываться внешним

1 Название тонкой круглой лепёшки из темной муки, используемое на севере Индии. На тамильском языке — аппалам. Используя символику приготовления аппалама (паппадама), Шри Бхагаван дал наставление на духовном пути в Своём стихотворении "Песнь об аппаламе". См. [5; 8, с. 184-186].

164

Беседы с Шри Раманой Махарши

Беседы 1938 года

165

проявлением джняни. Это же утверждает и Ведантагудамани (V. 181)1.

Смысл, сказанного там, состоит в нижеследующем.

Хотя дживанмукта, связанный с телом, может, благодаря своей прарабдхе, выглядеть как невежественный или мудрый, но он всегда чист, как эфир [акаша], который сам всегда ясен, покрыт ли плотными облаками или очищен от облаков потоками воздуха. Он всегда упивается только А т м а н о м, как любящая жена наслаждается единственно со своим мужем одним, хотя и прислуживает ему с вещами, полученными от других (по случаю, как предопределено её прарабдхой). Хотя он молчалив, как тот, кто не получил образования, но его инертность вызвана скрытой двойственностью произнесенных слов [вайкхари вак] Вед; его безмолвие — величайшее выражение осознанной недвойственности, которая является, в конце концов, окончательным истинным содержанием Вед. Хотя он инструктирует своих учеников, но не выставляет себя учителем в полном убеждении, что учитель и ученик есть лишь условности, порождённые иллюзией [майя], и поэтому он продолжает произносить слова (как акашавани — голосом, приходящим с неба); если, с другой стороны, он бессвязно бормочет слова словно лунатик, то потому, что его опыт невыразим, как слова обнявшихся влюбленных. Если его слова многочисленны и текут, как у оратора, то они представляют воспоминание о его опыте, ибо он — неподвижный недвойственный Единый, без какого-либо желания, ожидающего исполнения. Хотя он может выглядеть печальным, словно какой-нибудь другой человек во время тяжёлой утраты, но он проявляет именно правильные любовь и сострадание по отношению к чувствам, которые контролировал ранее, до того как осознал, что они были просто инструментами и проявлениями Высшего Бытия. Когда он выглядит явно заинтересованным в чудесах мира, он лишь высмеивает неведение, порождённое наложением. Если же кажется, что он позволяет себе сексуальные наслаждения, то должен быть понят как наслаждающийся вечно присущим Блаженством А т м а н а, который, разделив Себя на Индивидуальное Я и Вселенское Я, наслаждается в их воссоединении, чтобы обрести