Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

истинное "Я" (Я).

627. П. В чём состоит пребывание с Гуру?

М. Оно означает изучение священных знаний.

П. Но есть и особая сила присутствия Гуру.

М. Да. Она очищает ум.

П. Это уже действие или награда. Я спрашивал о том, как должен вести себя ученик в присутствии Учителя.

М. Поведение различается в соответствии с типом ученика — изучающий духовные науки1 или домохозяин2, живущий в миру, каковы его собственные застарелые склонности ума и т. п.

1 брахмагарья (целомудренный ученик) — первая стадия жизни в индуистской традиции.

2 грихастха (женитьба и семья) — вторая стадия жизни в индуистской традиции.

346

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1939 года

347

П. Если это так, то в присутствии Гуру правильное поведение будет естественным?

М. Да. В прежние времена мудрецы putuu] посылали своих сыновей к другим мудрецам для образования.

П. Почему?

М. Потому что привязанность создавала препятствия на пути воспитания.

П. Для джнянинов привязанности не может быть. Она имелась у учеников?

М.Да.

П. Если так, то не будет ли это препятствие удалено вместе со всеми другими, благодаря милости Учителя?

М. Здесь будет задержка. Если ученик недостаточно почтителен с Гуру, то милость может стать действенной только через длительное время.

Говорят, что пробуждение от неведения подобно пробуждению от страшного сна, в котором появляется зверь. Это так. Есть две черты ума, а именно — закутывание (в неведение) и неугомонность [аварана и викшепа]. Из этих двух первое — зло, а последнее им не является. До тех пор пока закутывающее действие сна продолжается, присутствует страшный сон. При пробуждении закутывание в неведение исчезает, и больше нет страха. Неугомонность не служит преградой счастью. Чтобы избавиться от неугомонности, вызываемой миром, человек ищет неугомонности (активности) жизни в присутствии Гуру, изучая священные книги и почитая Бога с формами, чем и достигается пробуждение.

Что происходит в конце? Карна всегда был сыном Кунти1. Десятый человек был им всегда. Рама был Вишну всё время. Такова джняна. Она состоит в том, чтобы постоянно сознавать ТО, которое всегда ЕСТЬ.

13 января

628. После своего возвращения из Европы г-н Д. имел лигную встреъу с Шри Бхагаваном, длившуюся несколько минут. Он сказал, чmo его первое посещение имело некоторый результат, но не такой высокий, как он хотел. Он мог концентрироваться на своей работе. Разве концентрация не обязательна для духовного продви-

1 Карна и Кунти — персонажи Махабхараты.

жения? Карма (деятельность)