Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

Из Махабхараты ясно, что самые удивительные действия были совершены Им. Однако Он говорит, что не является делателем. Это напоминает отношение солнца к активностям мира, которые происходят в его присутствии.

П. Он (Шри Кришна) не имеет привязанности [абхимана], тогда как джива привязана.

М. Да. Будучи привязанной, она действует и пожинает плоды действий. Если плоды соответствуют её желаниям, она счастлива; в противном случае — несчастлива. Счастье и несчастье вызываются её привязанностью. Если бы действия случались без привязанности, то не было бы и ожидания плодов.

П. Может ли действие происходить самопроизвольно, без личного усилия? Нам не следует готовить свою пищу, чтобы потом есть её?

М. А т м а н действует посредством эго. Все действия обусловлены только усилиями. Мать кормит грудью своё спящее дитя. Ребенок принимает пищу, не просыпаясь, а позже отрицает, что ел во сне. Но мать знает, что происходило. Подобным образом, джняни действует, не сознавая этого. Другие видят его действующим, но он сам этого не знает. Из страха пред Ним дует ветер

'См. Бхагавад-Гита (III, 22).

и т. д. Таков порядок вещей. Он управляет всем, и вселенная действует соответственно, но Он не знает. Поэтому Его и называют великим Делателем. Каждое воплощённое существо [ахан-кари] ограничено ниямой (законом). Даже Брахма не может превзойти это.

(Этот преданный позже объяснил смысл своего последнего вопроса. Он слышал, как Бхагаван сказал, гто и продолжение мира, и потребности геловека удовлетворяются Божественной Волей. Но он обнаружил, гто Шри Бхагаван будит ашрамитов где-то в 4 гаса утра, чтобы резать овощи для соуса на этот день. Он просто хотел разъяснить для себя возникшее сомнение, а сам вопрос не пред-назнагался для дискуссии.)

10 марта

468. В то время как Шри Бхагаван выходил из Холла, из одной

хижины послышался следующий ведигеский гимн:

Антарадитъя манаса джвалантам — Брахмана виндат. "Внутреннее солнце, А т м а н, сияет, хотя и кажется, что это сияет ум".

Шри Бхагаван привлек наше внимание к этому и заметил: В Тайттирия упанишаде также сказано, что Он сделан из золота и т. д. Что всё это означает? Хотя и говорят, что солнце и другие светила являются самосветящимися, но они сияют не сами по себе, они сияют светом Высочайшего Бытия (на татра суръо ... вибхати). Пока утверждают, что они отделены от Брахмана, их "самостоятельная светимость" есть светимость Брахмана. Все эти мантры, упоминающие солнце и т. д., говорят.только о Брахмане.

469. Йогин Рамайя спросил: Ученик пришел