Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

что Вселенная состоит из света и звука. Похожи ли эти две составные части на свет и звук в этом физическом мире? Можно ли их увидеть и услышать физическими органами — глазом и ухом? Или они должны переживаться только субъективно?

М. Свет и звук, о которых вы говорите, соответствуют терминам бинду и нада в тантригеской терминологии, а также уму и жизненному току в терминологии ведантигеской. Они носят грубый, тонкий и трансцендентальный характер. Физические органы могут воспринять грубый аспект; остальные аспекты таким способом не воспринимаются. О присутствии тонкого аспекта можно сделать заключение, а трансцендентальный является только трансцендентальным.

П. Индуизм утверждает, что джива перевоплощается. Что происходит с дживой в промежутке времени между смертью одного тела и рождением следующего?

М. Решите этот вопрос, обратившись к состоянию глубокого сна. Что происходит с вами в этом сне?

П. Я не знаю.

М. Тем не менее вы существуете. Следовательно, это означает существование, лежащее выше знания и неведения. Хотя, согласно вашему нынешнему представлению, неведение и преобладало, но в глубоком сне вы так не говорите. И всё-таки вы

134

Беседы с Шри Раманой Махарши

Беседы 1937 года

135

продолжаете существовать. Чистое неведение не исключает факта вашего существования.

П. Есть ли в практике медитации какие-нибудь признаки, касающиеся субъективного опыта или чего-то иного, которые укажут на продвижение искателя к Само-реализации?

М. Степень свободы от нежелательных мыслей и степень сосредоточенности на единственной мысли являются мерами оценки прогресса.

П. Необходимо ли принять саннъясу, чтобы достичь Самореализации?

М. Саннъяса — это отказ от индивидуальности. Это совсем не выбривание тонзуры1 и ношение одеяния цвета охры. Человек может быть домохозяином [грихи], но если он не думает, что он грихи, то он — саннъясин. И наоборот, человек может носить мантию цвета охры и странствовать; но если он считает себя сатъясином, то он не таков. Мысль о саннъясе разрушает её собственное назначение.

Шри Бхагаван заметил: Люди видят этот мир. Восприятие подразумевает существование видящего и видимого. Объекты отчуж-дены от того, кто видит. (Подлинный) видящий пребывает внутри, будучи А т м а н о м. Однако люди не направляют своё внимание на то, чтобы узнать этого явного провидца, а бегают взад и вперёд, анализируя видимое. Чем больше ум расширяется, тем дальше он уходит и представляет Само-реализацию более трудной и запутанной.