Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

чтобы улугшить себя. Шри Бхагаван посоветовал выпол

нять Гаятри джапу. Тогда молодой геловек уехал удовлетворённый.

Сейгас, вернувшись после стольких лет, он спросил:

П. Если я медитирую на смысле Гаятри мантры, мой ум снова блуждает. Что нужно делать?

М. Разве вам было сказано медитировать на этой мантре или её значении? Вы должны думать о том, кто повторяет мантру.

Кроме того, тот же самый человек виделся с другим известным Махатмой, который советовал ему повторять Ом Номах вместо "ОМ", так как чистый "ОМ" предназначен для санньясинов, тогда как другие могут повторять Ом Номах. Когда он пришёл сюда, то спросил Шри Бхагавана об этом.

Махарши бросил: А разве другие, не санньясины, не способны исследовать А т м а р и осознать Его?

1 Здесь Шри Бхагаван образно говорит о Я, об А т м а н е, как основании

всех феноменов, всех явлений.

2 Кришна Бхикшу, один из видных учеников Шри Бхагавана.

17 января

607. Шри Бхагаван сказал г-же Бейтман: Есть постоянное состояние; глубокий сон, сон со сновидениями и состояние бодрствования являются лишь движениями в нём. Они подобны картинам, движущимся по киноэкрану.

Каждый человек видит экран так же хорошо, как и картины, но игнорирует экран и воспринимает только картины. Джняни, однако, рассматривает только экран, а не картины на нём. Картины, несомненно, движутся на экране, но не воздействуют на него. Экран сам по себе не движется, но остаётся неподвижным.

Подобно этому, человек едет на поезде и думает, что движется. По правде говоря, он сидит и отдыхает на своём месте, а поезд быстро движется под парами. Пассажир, однако, переносит движение поезда на себя, ибо отождествляет себя с телом. Он говорит: "Я проехал одну станцию — сейчас другую — ещё одну и так далее". Небольшое рассмотрение покажет, что он сидит неподвижно, а станции пробегают мимо него. Но это не мешает ему говорить, что он проделал весь этот путь, как если бы он прилагал усилие для перемещения на каждом метре пути.

Джняни полностью сознаёт, что истинное состояние Бытия остаётся неизменным и постоянным и что все действия происходят на его основе. Сущность джняни не меняется, и его состояние ничем не затрагивается ни в малейшей степени. Он смотрит на всё незаинтересованно и остаётся исполненным блаженства.

Он находится в истинном состоянии, которое также является первичным и естественным состоянием бытия. Когда человек однажды достигает его, он укрепляется в нём. Укреплённый однажды, он будет таковым всегда. Поэтому то состояние, которое