Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

Шри Бхагавану, излагают так ясно. Поскольку Вы не уклоняетесь от Истины, Вы считаете, что это легко для всех. Однако обычные люди встречают реальные трудности.

М. Тогда говорит ли кто-нибудь, что не является Собой?

П. Я хочу сказать, что больше никто не обладает отвагой излагать вещи так прямо, как Махарши.

М. Какая отвага в том, чтобы называть вещи своими именами, говорить о них то, чем они на самом деле являются?

470. Одна графиня из Европы уезжала этой ногъю домой, по

этому она попросила Его благословить её и её семью.

М. Вы никуда не уходите от Присутствия, как вы это себе представляете. Это Присутствие находится повсюду. Только тело перемещается с места на место, и всё-таки оно не покидает единого Присутствия. Поэтому никто не может оказаться вне поля зрения Высочайшего Присутствия. Поскольку вы отождествляете одно тело с Шри Бхагаваном, а другое — с собой, вы обнаруживаете две отдельные сущности и говорите о своём отъезде отсюда. Где бы вы ни были, вы не можете покинуть МЕНЯ.

Вот пример: изображения движутся по киноэкрану, но разве сам экран движется? Нет. (Высочайшее) Присутствие — это экран: вы, я и другие суть изображения. Индивидуумы могут двигаться, но никак не Я, А т м а н.

471. П. Говорят, что воплощения Бога [аватары] выше, чем

осознавшие Себя джнянины. Майя не властна над ними с самого

рождения; божественные силы проявлены; начинаются новые ре

лигии и т. д.

Шри Бхагаван процитировал:

Джняни тватмайва ме матам.

Сарвам кхалвидам брахма.

"Когда внутри видим только А т м а н,

то ничего не видится отдельным от А т м а н а".

Как аватар может отличаться от джняни или каким образом может существовать аватар, отличный от вселенной?

П. Считается, что глаз [гакшу] должен быть вместилищем [аятана] всех форм, так же как ухо [шротра] — вместилищем всех звуков и т. д. Единое сознание [гайтанъя] присутствует во всех действиях; никакие чудеса не возможны без помощи чувств (индрий). Как вообще могут быть чудеса? Если говорят, что они превосходят человеческое понимание, то таковы и творения, присутствующие в наших сновидениях. Где же тогда чудо?

Разница между аватарами и джнянинами — абсурд. В противном случае будет противоречие изречению: "Познавший Брахмана становится только Брахманом"1.

М. Именно так.

1 Мундака упанишада (III, 2, 9).

188

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1938 года

189

15 марта

472. Большая группа паломников из Пенджаба прибыла сюда. Они пришли в Холл Раманашрама около 8.45 утра и долгое время сидели молга. Где-то в 9.20 один из