Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

Манасайвендрия громам виниямья самантатах

Покинув желаньем рождённые страсти, все без остатка, Умом смирив толпу чувств, стремящихся отовсюду.

Бхагавад-Гита (VI, 24) В то время как для практики [абхьяса]:

Шанайхшанайрупарамед буддхъя дхрити грхитая Атмасамстхам монах, критва на кшгидапи гинтает

Мало-помалу следует достигать спокойствия

стойко обузданным буддхи, Установив ум пребывающим в А т м а н е

и ни о чём не помышляя.

Бхагавад-Гита (VI, 25) И опять для джняны:

Ято ято тшгарати манас гангалам астхирам Татастато ниямьяитад атманиэва вашам нает

Куда бы ни ускользал ум — в изменчивости и колебаниях, — Снова и снова возвращай его под контроль

и устанавливай опять в А т м а н е.

Бхагавад-Гита (VI, 26)

2 апреля

379. Один джентльмен, Тирумалпад из Ниламбура, говорящий на малаялам, попросил Шри Бхагавана объяснить ему Атма-видью

(Познание А т м а н а1). Шри Бхагаван объяснил появление этого небольшого произведения из 5 строф следующим образом2.

Чидамбарам — это известное место паломничества, связанное с Нанданаром3, который пел, что Атма Видью достичь труднее всего. Муруганар (многолетний преданный Шри Бхагавана) начал, однако, своё стихотворение с утверждения, что Атма Видья — легчайшее [айе атисулабхам] из всех достижений. Айе атисулабхам — основная нота этой песни. Чтобы объяснить это экстраординарное утверждение, он доказывал, что Атма, будучи Истинной природой, Я, неизменно очевидна даже самому неграмотному из людей. Первоначальное утверждение и последующее рассуждение несовместимы, поскольку нет необходимости в достижении, если Я является субстратом всех "я", а потому также и очевидным. Естественно, он (Муруганар) не мог дальше заниматься этой темой и положил первые четыре строки, сочинённые им4, перед Шри Бхагаваном для завершения.

Шри Бхагаван признал истину утверждения ученика и указал, почему А т м а н, хотя и очевидный, всё-таки скрыт. Ошибочно отождествлять А т м а н, Истинную природу, с телом и т. д.

П. Как возникло это ошибочное отождествление?

М. Благодаря мыслям. Если тем мыслям положен конец, то истинное Я будет сиять Само по себе.

П. Как прекратить те мысли?

М. Найдите их исходный пункт. Все они нанизаны на единственную "я"-мысль. Растворите её, все остальные мысли должны прекратиться. Более того, бесполезно знать всё, кроме Истинной природы. Если А т м а н познан, то всё остальное становится известным. Следовательно, именно Само-реали-

1 Удивительное стихотворение, в котором