Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

его внутрь. Будь этот образ полон жизни, то это обнаружили бы все. Но всё полно жизни. Это — факт. Многие преданные имели переживания подобные переживаниям Шри Рамакришны.

П. Как может жизнь существовать в камне? Он ничего не сознаёт.

М. Вся вселенная полна жизни. Вы говорите, что камень ничего не сознаёт. Это ваше личное сознание сейчас говорит об отсутствии сознания. Когда человек хочет увидеть, есть ли какой-нибудь предмет в темной комнате, он берёт лампу, чтобы искать его. Свет полезен для обнаружения присутствия и отсутствия того предмета. Сознание необходимо для выявления, сознательна ли некая вещь или нет. Если какой-то человек остаётся в темной комнате, то не нужно брать лампу, чтобы найти его. Если позвать, тот отвечает. Ему не требуется лампа, чтобы заявить о своём присутствии. Сознание, таким образом, сияет само по себе.

Сейчас вы говорите, что ничего не сознавали в глубоком сне и отдаёте себе отчёт в бодрствующем состоянии. Где Реальность? Реальность должна быть постоянной и вечной. Ни отсутствие сознания, ни нынешний само-отчет не являются Реальностью. Но вы признаёте своё существование во всех случаях. Реальностью является Чистое Бытие. Остальное — простые ассоциации. Чистое Бытие не может быть ничем иным, кроме сознания. Иначе вы не можете сказать, что существуете. Следовательно, сознание есть реальность. Когда сознание связано с ограничивающими придат-

296

Беседы с Шри Романой Махарши

Беседы 1938 года

297

ками [упадхи], вы говорите о само-сознании, отсутствии сознания, подсознании, сверхсознании, человеческом сознании, сознании собаки, сознании дерева и т. д. Неизменным общим фактором во всём перечисленном является сознание.

Следовательно, камень настолько же лишён сознания, насколько вы ничего не воспринимаете в глубоком сне. Является ли он полностью лишённым сознания?

П. Но сознание собаки отличается от моего сознания. Я не могу читать Библию собаке. Дерево, опять-таки, не может двигаться, в то время как я двигаюсь и действую.

М. Назовите дерево стоящим человеком; и назовите человека двигающимся деревом.

Некий американский джентльмен, который также принимал угастие в разговоре, нагал говорить сам, не позволяя Шри Бхагава-ну объяснять, и поэтому разговор остановился на этом.

592. Известный джентльмен из Пенджаба сослался на популярное поверье о герве, превратившемся в осу [бхрамаракита ньяя], которое Шри Бхагаван упоминал вгера дамам в ходе беседы. В связи с этим Шри Бхагаван воскресил в памяти некоторые