Рамана Махарши

Беседы с Махарши т2

внешним, является также и преходящим. Такие феномены могут какое-то время доставлять радость. Но постоянно пребывающий Покой, т. е. шанти, не наступает. Он обретается только удалением авидъи (неведения).

394. П. Как успокоить ум?

М. Следует смотреть умом на ум или фиксировать ум в Атмане, приводя ум под контроль А т м а н а.

П. Есть ли какая-нибудь йога, т. е. некий процесс, для этого? М. Вигара [исследование] одна подействует.

395. П. Как достичь совершенного [пурна] Брахмана'? Какой метод лучше всего подходит для домохозяина [грихастха]?

М. Вы уже сказали пурна, т. е. совершенство. Разве вы в стороне от пурны? Если в стороне от пурны, то будет ли это пурна? Если не в стороне, то как возникает этот вопрос? Знание, что Брахман — совершенство и что вы не отделены от НЕГО, является последним. Поймите это и обнаружите, что вы не грихастха или какое-либо ограниченное существо.

П. Что такое таттвы?

М. Знание совершенного Брахмана разъяснит все остальные вещи автоматически.

12 апреля

396. Дама из Голландии, г-жа Тонгриджп, ревностный теософ, долгое время работавшая на острове Ява, а сейгас живущая в Адь-

1 Ежемесячный журнал ордена Рамакришны; начат Вивеканандой в 1896 году.

яре, находится здесь с кратким визитом. Она спросила: Теософия говорит о танхе, означающей жажду перерождения. Какова её причина?

М. Жажда родиться заново есть желание переродиться так, чтобы прекратить последующие рождения. В данное время дух является умирающим, его надо оживить так, чтобы после нынешней кажущейся смерти имело место такое рождение заново. Забывчивость вашей подлинной природы есть настоящая смерть; память о ней есть возрождение. Оно кладёт конец последующим рождениям. Вечная жизнь — ваша. .

П. Я говорила о танхе в смысле прилипания к жизни — желания вечной жизни.

М. Несомненно это так. Как возникает это желание? Поскольку нынешнее состояние непереносимо. Почему? Потому что оно не является вашей истинной природой. Если бы оно было вашей подлинной природой, то никакое желание не волновало бы вас. Чем нынешнее состояние отличается от вашей подлинной природы? Воистину, вы — дух. Однако этот дух ошибочно отождествляет себя с грубым телом. Тело проецируется умом; ум сам произошёл от духа. Если это ошибочное отождествление прекращается, то наступит Покой и постоянное неизъяснимое блаженство.

П. Жизнь — это жизнь тела, а новое рождение означает перевоплощение в другое тело.

М. Простая перемена тела эффекта не даёт. Эго, связанное с этим телом, перемещается в другое